Комментарии

«Не там, а тут» — 3 комментария

  1. Татьяна, спасибо за статью!
    Игорь Михайлович Жуков – пианист, рядом с которым многие распиаренные «корифеи» советского пианизма стоять не могут (ни на полках с дисками, ни на полочках мозга, хоть немного искушенного интерпретаторским исполнительским искусством XX века). Очень больно от того, что инфернальная антимузыка того же Рихтера, часто погружающая в депрессию и наполняющая душу пустотой, тиражируется всюду и без меры. А об Игоре Михайловиче знают немногие… А между тем, даже произведения Чайковский (все концерты, различные пьесы, Времена года) в исполнении Жукова начисто лишены «педерастических слюней» ( (с) кн. Андрей Волконский). Чайковский у Жукова не меланхолично-депрессивный, а благодатно-возвышенный.
    А послушайте Шопена Жукова! Знаю, что Игоря Михайловича принято называть не-шопенистом. Конечно… если шопенист Поллини – зачем нужен Жуков. Но, с другой стороны, если сегодня любая звуковая карта не только компьютера, но и телефона может беспристрастно и безошибочно воспроизвести ноты midi-файла, зачем Поллини?
    Бах, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Балакирев… Просто найдите записи Жукова и послушайте…
    Слушая искусство Жукова-пианиста вспоминаются, прежде всего, корифеи до-советские и вне-советские… Пианист-Рахманинов, пианист-Метнер, Гофман, Бузони… Хотя кому сегодня нужны эти старики с их «странной» игрой… Кому нужны «сухие», «холодные» исполнения? Нет… исполнения должны быть мокрые. А для мокрости все средства хороши. Можно выпрыгивать из штанов с дирижерской палочкой (чего Игорь Михайлович себе не позволял), можно поражать воображение зрителей (здесь именно зрителей, а не слушателей) вырезом платья сзади и пятым размером спереди, извлекая из рояля что-то наподобие «того, чего нет в СССР по телефону», можно обливать рояль потом, показывая гримасами «глубину прочтения»… Но ГДЕ МУЗЫКА???
    Не соглашусь с Татьяной, «что сейчас так никто не учит и, что закономерно, никто так не играет». Учат и играют. Учит, не смотря ни на что, например, Алексей Любимов… Учат уже и его ученики. И играют, несмотря на то, что их обзывают «холодными» и считают мизантропами. Вот только беда, что учиться становится некому. Да и не хочет молодёжь перенимать опыт тех «стариков», понимая, что, прикоснувшись к настоящему искусству и заразившись им, не удастся вписаться в сегодняшний век порно-саунда и гламура.
    Не так давно, слушая Рахманинова-пианиста, игравшего Чайковского и в игре своей низводящего на слушателя потоки благодатных Божественных энергий, моментально наполняющих душу радостью и восторгом умиротворения, я вспомнил версию той же пьесы в интерпретации Жукова. Робко поделился с сидевшим здесь же одним из немногих настоящих современных пианистов своей ассоциацией, боясь услышать в ответ что-то гневное… Но ответ был лаконичным: «А! Да! Конечно! Жуков глубоко в теме!»
    Вот это «Жуков глубоко в теме!» не выходит из головы. И дело даже не в том, что сейчас почти не остаётся тех, кто «в теме». Дело в том, что и в 1950-2000-е, когда «в теме» были многие, раскрыть «тему» так, как это делал Игорь Михайлович, могли далеко не многие. «Ибо много званых, а мало избранных» (Мф.20:16; 22:14). Игорь Михайлович избранный. И пусть Тот, Кто избрал его Своим орудием для излияния в мир Благодати, продлит ему жизнь.
    И пусть мир делает вид, что нет, и не было Жукова… Пусть мир не ведает, что творит… Это не меняет главного: мир стоит покуда в нём есть те, кто впустил в своё сердце его Создателя. Мир не обречён, покуда где-то в центре Москвы своим дыханием восхваляет Творца почти всеми забытый со-творец. Дай Бог ему многая и благая лета!

  2. Белла Абрамовна Альтерман, профессор (ННГК): «С Игорем Михайловичем Жуковым мне посчастливилось сыграть в 2010-м году. Это был концерт, посвященный 200-летию Шопена, в котором Оля Вишневская играла первый концерт для фортепиано с оркестром, а я – второй.
    Конечно, это имя – Игорь Жуков – было знакомо мне много раньше. Я ходила на его концерты, у меня было много его записей, на которых я училась и которыми восхищалась. Любимой пластинкой была запись 24 прелюдии Скрябина ор.11, которые Игорь Михайлович играет бесподобно. Эту пластинку я слушала десятки раз, каждый раз поражаясь свежести и новизне этого вдохновенного исполнения.
    Когда мы познакомились, Игорь Михайлович как раз занимался своим архивом, переписывал с пластинок и кассет на диски записи своих многочисленных концертов. Эти диски он копировал, привозил в Нижний и дарил своим знакомым, в том числе и мне. Игорь Михайлович привозил записи своих сольных и камерных концертов, выступлений с оркестром – поистине бесценный дар! Эти записи я слушаю постоянно. Это наслаждение. Это школа. Это искусство, которое показывает истинный масштаб вещей и многое ставит на место.
    Как концертирующий солист, ансамблист и концертмейстер Игорь Михайлович Жуков дал сотни концертов в России, Европе и Америке. Концерты высочайшего уровня. Наконец, мы знаем его как замечательного, глубокого симфонического дирижера с уникальным чувством музыки. Под его руководством игра оркестра обретает новое художественное качество: уровень прослушанности, понимания, звучания становится гораздо более высоким.
    Игорь Михайлович рассказывал мне о своих учителях: Руббахе, Гилельсе, Нейгаузе. Он живо интересовался всем, что происходит в консерватории иногда даже сидел на экзаменах. Многим помогал своими советами и консультациями.
    Как же повезло нам, нижегородцам, и всем, кто работал и общался с этим замечательным, по моему мнению – гениальным музыкантом! Очень хотелось бы, чтобы это общение продолжалось.»

  3. Редкой душевной красоты и честности Музыкант, такого уровня личностей редко встретишь в современном исполнительском искусстве! Спасибо ему за подаренные Нижнему Новгороду несколько лет интенсивной работы, чуткость и мудрость в отношении ко всему, за что бы он ни брался: составление программ, управление оркестром, общение с коллегами, студентами, друзьями, публикой! Здоровья и жизненной энергии Игорю Михайловичу!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *