Максим Емельянычев
22.03.2015
22 марта в БЗ ННГУ (Б.Покровская, 37) Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» выступит на одной сцене с хором и солистами.
Грандиозный состав участников концерта – не единственный повод обратить внимание, хотя сочинения для такого состава звучат не часто, еще реже можно услышать в программах старинные инструменты, особенно духовые. Для «знатного» представителя этого семейства – корнета (или цинка) — был написан концерт Пьетро Бальдассаре, в котором дирижер программы Максим Емельянычев, владеющий секретами игры на этом инструменте, выступит в качестве солиста. Кроме того, хоровые сочинения программы – лучшее в своём роде из наследия европейского музыкального искусства XVIII века.
Максим Емельянычев — яркий представитель молодого поколения российских дирижеров. Увлеченный музыкой Барокко и Ренессанса, успешно выступает как солист, играя на хаммер-клавире, клавесине, корнете, фортепиано. Стал первым музыкантом, получившим «Золотую Маску» (национальную театральную премию — ред.) в составе оркестра (2014). Обладатель различных престижных музыкальных премий и призов, среди которых Третья премия Первого Международного конкурса клавесинистов им.А.М.Волконского (Москва, 2010), Вторая премия Международного конкурса клавесинистов в г.Брюгге (2010), Стипендии фондов Мстислава Ростроповича и Владимира Спивакова. За дирижерский пульт впервые встал в возрасте 12 лет. Сотрудничал в числе прочих с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии, Оркестром московского театра «Геликон-опера», Государственным академическим камерным оркестром России, камерным оркестром Musica Viva, симфоническим оркестром «Новая Россия», симфоническим оркестром филармонии Кишинева. Дирижер-стажер Молодежного симфонического оркестра Поволжья и Национального Филармонического оркестра России. Создатель и руководитель молодежного камерного оркестра Veritas.С 2011-го солист оркестра Music Aeterna Пермского академического театра оперы и балета им.П.И.Чайковского. С июня 2013-го дирижёр Пермского театра оперы и балета.
Музыкальный вечер откроет один из знаменитых «больших концертов» А.Корелли, № 11 ор.6.
Творчество Арканджело Корелли (1653-1713) еще при жизни получило безоговорочное и единодушное признание. Он оставил потомкам шесть сборников, последний из которых включает двенадцать concerti grossi (больших концертов), форма таких концертов предусматривает музыкальное состязание малой (concertino) и большой (concerto grosso) групп оркестра. Наряду с концертами Генделя и Баха (младше Корелли на 25 лет!) эти последние творения мастера представляют собой наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи.
Оригинальная (авторская) версия Концерта для корнета с оркестром итальянского композитора Пьетро Бальдассаре (1690-1768) – эксклюзивный номер от дирижера, который одновременно является солирующим музыкантом. В исполнительской практике ХХ века партию барочного корнета обычно исполняют на инструменте, сконструированном в XIX веке и внешне ничем не напоминающим своего прародителя. С начала XV до середины XVII века корнет был одним из важнейших музыкальных инструментов в Европе. Считалось, что он может особенно точно имитировать человеческий голос. И только в XVII веке с ростом популярности скрипки корнет постепенно сдал свои лидерские позиции.
Ян Дисмас Зеленка (1679 — 1745), музыкант богемского происхождения, ключевая фигура европейского барокко, весьма авторитетная личность своего времени, огромный возрождающийся интерес к творчеству которого мы можем наблюдать в наши дни. Венцом карьеры Зеленки была должность руководителя придворной капеллы Дрездена. Сочинение ораторий, реквиемов, кантат, мотетов, псалмов было обязанностью церковного композитора. Центральное место в его наследии занимают 20 месс. Miserere (1722—1738) (полное название «Miserere mei, Deus» (лат. «Помилуй меня, Боже»)) — это переложение пятидесятого псалма для использования во время утрени в среду и пятницу Страстной седмицы.
Масонская траурная музыка (1785) — одна из самых волнующих страниц в творчестве В.А.Моцарта. Первоначально она была написана для хора и оркестра на слова пророка Иеремии: Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью… Воды поднялись до головы моей; я сказал: «погиб я». Вариант для оркестра был исполнен в масонской ложе Коронованная надежда по случаю кончины двух видных масонов: Георга Августа Герцога Меклембурга-Штрелица и графа Франца Эстергаза фон Галанты. Интересна та тщательность, с которой Моцарт подошел к обработке темы «плача Иеремии», выписав ее даже (вероятно, для большей наглядности) на отдельный лист партитуры.
К концу XVIII века слово «серенада» уже не подразумевало вечернего или ночного исполнения и не означало обращения к возлюбленной. Как и дивертисмент, она была распространенным жанром композиции для небольшого инструментального ансамбля, который сочетал в себе черты уходящего в прошлое жанра сюиты и устремленного в будущее жанра симфонии. Перу «лучезарного гения» принадлежит немало самых разных серенад. Серенада №6 Ре мажор была написана в 1776, дата и название «ночная серенада» на рукописи Вольфганга Амадеуса были поставлены его отцом, Леопольдом Моцартом. Финалом большой оркестрово-хоровой программы станут части последнего законченного литургического сочинения Моцарта Vesperae solennes de confessore K 339, написанного в 1780.
Комментарии
Максим Емельянычев — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>