Музыкальная машина времени
газета «Нижегородская ПРАВДА» № 30-31 22.03.2008
«Роскошь барокко» — так названа новая программа Камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода». Она будет представлена публике 23 марта в Концертном зале нашей консерватории, а на следующий день ее повторят для дзержинских меломанов. Оба концерта пройдут с участием руководителя программы — одного из ведущих барочных виолончелистов России Александра Листратова.
Приглашенный из столицы маэстро вместе с худруком нижегородского коллектива В. Плаксиным встретился с журналистами накануне события, чтобы объяснить, почему же на него стоит обратить особое внимание. Прежде всего на концертах запланированы две российские премьеры: впервые в пределах нашего Отечества звучат старинные произведения А. Филса и А. Кальдара, а в Нижнем Новгороде никогда прежде не исполнялся еще и Квинтет Л. Боккерини «Фанданго». Но главное все-таки не что, а как. «Солисты Нижнего Новгорода» принципиально стремятся исполнять старинную музыку в родной для нее манере.
— Конечно, мы не меняем на своих инструментах струны с металлических на жильные, — улыбается В. Плаксин. — Однако ставим задачу добиваться, насколько это возможно, достоверного, аутентичного звучания. Тогда произведения эпохи барокко воспринимаются совершенно по-иному.
Добиться такого эффекта нижегородским музыкантам помогают классные специалисты этого направления музицирования, с которыми коллектив регулярно готовит свои программы. Так было, например, когда из Германии приглашали дирижера Кристофа Майера. Александр Листратов тоже уже не в первый раз помогает «Солистам Нижнего Новгорода» и составить оригинальную программу, и набраться опыта исторически корректного исполнения музыки, сочиненной три столетия назад. Сам он выступает в залах Лондона, Парижа, Варшавы и других городов Европы, является солистом петербургского «Оркестра Екатерины Великой», создателем и руководителем московской капеллы «Золотой век». И абсолютно убежден, что этот самый золотой век музыкальной культуры человечества был во времена барокко — периода конца XVI -середины XVIII веков. Музыка тогда была прекраснее, гармоничнее, а уж с каким изощренным мастерством исполнялась. Например, сейчас музыканты используют только одну модель смычка, во времена же Вивальди их было 27. Цивилизация стремится все унифицировать, упростить. Как протест против подобного «прогресса» и возникло в Европе движение аутентичного исполнения старинной музыки.
Конечно, сегодня это требует больших усилий. Хорошо, что композиторы того времени писали еще и целые трактаты, посвященные особенностям исполнения своих произведений. И все же современному музыканту приходится немало потрудиться, постигая ней нюансы старой манеры, изучить сам контекст далекой эпохи барокко, проникнутися ее духом.
А. Листратов подчеркивает, что в этом смысле нижегородский коллектив уникален. То, что другими осваивается не один месяц, «Солисты Нижнего Новгорода» под руководством маэстро осилили за неделю. Так что на время концерта оркестр превращается в своего рода машину времени. И если вы готовы с ее помощью перенестись на тройку столетий назад, возможность такая есть. Программу «Роскошь барокко» нижегородский коллектив будет исполнять и в дальнейшем.
Ирина МУХИНА
Комментарии
Музыкальная машина времени — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>