Бетховен — Шостакович
12/02/2016
Новая программа Камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» и дирижера, солиста Даниила Гришина представляет два известных опуса Бетховена и Шостаковича. Их имена, несмотря на разность исторических, культурных и временных орбит, зачастую соседствуют в афишах, указывая на параллели их творчества и мировоззрения. Соната для альта (ор.147) Дмитрия Шостаковича и «Крейцерова соната» (ор.47) Людвига ван Бетховена.
«Крейцерова соната» (1802), которую многие если не слышали, то наверняка читали или смотрели:) как ни странно никогда не исполнялась Родольфом Крейцером – первым скрипачем своего времени, и в первом автографе имеет подзаголовок: «Sonata mulattica composta per il Mulatto Brischdauer gran Pazzo e compositore mulattico» – ит. («Мулатская соната, сочинённая для мулата Бриджтауэра, большого шута и мулатского композитора»). Новое посвящение изданной сонаты, ставшее нарицательным, было не более чем рекламой, гарантирующей быстрый успех. Судьба превратна, и слава зачастую ходит окольными путями, но время воздает по заслугам, и теперь (последние лет 100;) уже Соната №9 для скрипки и фортепиано рекламирует камер-виртуоза двора Наполеона I.
«По силе воздействия на огромные массы людей рядом с Бетховеном можно поставить одного лишь Шостаковича» — писал знаменитый дирижер Артуро Тосканини. В этом феномене была причина жесточайших катаклизмов жизни Дмитрия Дмитриевича. Его творческий путь пролегал через идеологические тернии тоталитарного режима, где «быть свободным» означало «служить интересам партии». Он жил на грани и, как сказал Ф.Дружинин, только «благодаря отвлеченности музыкальной формы, абстракции диезов, бемолей и бекаров его не смогли тогда поставить к стенке». Он пережил тиранов и диктаторов, он пережил Реквием по самому себе (15 Квартет) и написал послесловие — опус 147. Соната для альта и фортепьяно (1975), посвященная альтисту Федору Дружинину, стала последним сочинением Д.Шостаковича. Финал сочинения (Адажио. В память о Бетховене), полный очевидных реминисценций «Лунной сонаты», заканчивается цитатой из «Дон Кихота» — смертью героя Р.Штрауса. Тень странствующего рыцаря по словам Михаила Кугеля, сделавшего оркестровку Сонаты, отнюдь не случайна; он видит в ней сакральный смысл сочинения и называет Сонату «последней исповедью», покаянием композитора. Музыка Шостаковича, несомненно, знаменует торжество человеческого гения, но для его соотечественников она еще была и навсегда останется символом человеческого достоинства. Как сказала Анна Ахматова в своём стихотворении 1958 года, посвященном Д.Д.Ш.:
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся…
Начало концерта в 17:00. Билеты можно заказать по тел.: 8 910 8896 910 или 422 10 90, а также у билетных операторов: редкасса, кассир.ру, пономиналу
Даниил Гришин (альтист, дирижер) — выпускник нижегородской государственной косерватории им.М.И.Глинки. В 2000 году стал лауреатом Iпремии на IV Международном конкурсе альтистов Ю.Башмета в Москве, где получил также специальный приз за лучшее исполнение произведения Р.Шумана и специальный приз им.М.Таривердиева.
В 2002 году Гришин получил приглашение от Гидона Кремера занять место концертмейстера группы альтов в его знаменитом оркестре «Kremerata Baltica» и принять участие во всемирно известном музыкальном фестивале в Локкенхаузе (Lockenhaus, Австрия). В составе этого ансамбля Даниил работал 11лет, выступая как солист, дирижёр и ансамблист в лучших залах мира: Большом зале московской консерватории, Сидней-опера, Токио- опера, Ла-Скала, Карнеги-холл, Концертгебау, Альберт-холл, Сантори-холл, Концертхаус, Музикферайн, Берлинской Филармонии и мн. других. Ему посчастливилось выступать с выдающимися музыкантами Г.Кремером, В.Третьяковым, В.Репиным, Т.Гринденко, Ю.Башметом, М.Плетнёвым, Е.Кисиным, А.Любимовым, Е.Брахманом, О.Майзенбергом, А.Князевым, М.Майским, А Рудиным, С.Накаряковым, Т.Цейтмайер, Йо-Йо-Ма, Д.Солима, Н.Альштадт, М.Брунелло, Гварнери квартетом и квартетом имени Бородина, а также под руководством маэстро Ю.Темирканова, В.Гергиева, Д.Нозеда, В.Нельсона, В.Полянского.
В 2002 году Гришин стал лауреатом фестиваля «Молодёжные Академии России» (Москва-Санкт-Петербург), в 2003 году вместе с известным пианистом Евгением Брахманом стал победителем VIII Международного конкурса «Premio Trio di Trieste» (г. Триест, Италия). В 2007 году в составе струнного квартета «Euphonia»(Латвия) стал лауреатом государственной музыкальной премии Латвии «BALVA». Проводит мастер-классы в Бразилии, Японии и Латвии. Постоянный участник фестивалей в Локкенхаузе (Австрия), Сигулде (Латвия), Кухмо (Финляндия), Сант-Моритс (Швейцария), Гштаде (Швёйцария), La Folle Journee de Kanazawa (Япония), Кройте (Германия) и мн др.
Даниил Гришин в настоящее время является приглашённым концертмейстером группы альтов в нескольких оркестрах мира. Среди них Orchestra Ensemble Kanazawa, Amsterdam Sinfonietta. В качестве солиста и ансамблиста выступает в лучших залах России и зарубежом. Имеет записи на компакт-дисках известных звукозаписывающих лейблах NONESUCH , ECM , Deutsche Grammophon.
В декабре 2014 года Даниил был номинирован на престижнейшую премию “Grammy Awards”
Комментарии
Бетховен — Шостакович — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>