Монолог Альта
А.Шнитке (1934-1998) |
«Монолог» для альта и камерного оркестра, Сюита в старинном стиле (версия для альта и струнного оркестра) |
П.И.Чайковский (1840-1893) |
Секстет «Воспоминание о Флоренции» (версия для камерного оркестра) |
солист и дирижер — Даниил ГРИШИН |
Музей Усадьба Рукавишниковых
Нижний Новгород, В.-Волжская наб., 7
Принимаем Пушкинскую карту с удовольствием!Одна из ранних композиций Альфреда Шнитке, сразу ставшая популярной у скрипачей, появилась благодаря Марку Давыдовичу Лубоцкому, обратившемуся к другу с просьбой сочинить что-нибудь для его студентов. «Сюита в старинном стиле» – это пять переработанных фрагментов киномузыки композитора к режиссерским работам Элема Климова. Пьесы Сюиты (Пастораль, Балет, Пантомима, Фуга и Менуэт) представляют собой мастерскую стилизацию музыки XVIII века. Удивительным образом, это сочинение, стоящее «за углом» характерного авторского стиля композитора, оказалось невероятно жизнестойким и мотивирующим. С момента создания киноверсии (1965) и уже после выхода концертного сочинения (1972) музыка сюиты продолжала свою «агентурную» работу, исподволь внедряясь и в последующие композиции Шнитке. Многие слушатели навсегда остались преданными почитателями таланта Альфреда Гарриевича благодаря именно этой Сюите, её искусительной красоте и трагической недосказанности.
«Монолог» для альта и камерного оркестра написан в 1989-м, уже после альтового концерта, свершившего переворот в понимании сущностной природы инструмента, так похожего своим звучанием на человеческий голос. В этой связи совершенно немыслимо инструментальное переложение «Монолога», например, для скрипки. Речь действующего лица в данном контексте — не поэтическое высказывание и не повествование, а пронзительная исповедь, требующая колоссальных душевных ресурсов. В ней все стремления и разочарования и вместе с тем какое-то величественное покаяние. Оркестр в этом одночастном сочинении функционально не обособлен и практически не выходит за границы экзистенциальной среды, обетованной солисту. Тем не менее, подобно хору в древнегреческой трагедии, он олицетворяет присутствие той самой невидимой и неумолимой силы, от которой веет тленом и от которой невозможно скрыться, потому что она в нас.
Секстет «Воспоминания о Флоренции» Петр Ильич Чайковский представил в 1890 году. Незадолго до этого он обещал дебютировать в этом жанре и, несмотря на затруднения, связанные с «новостью формы», остался доволен работой. Публичная премьера состоялась после переработки в 1892-м. В привычке слышать лирико-драматические интонации в камерном творчестве композитора, многие критики были если не разочарованы, то по меньшей мере удивлены бесконфликтной умиротворенностью Секстета. Действительно, взрывное начало первой части, сулящее мощное драматическое развитие сошло на нет к началу второго эпизода и вовсе растворилось в последующих. С другой стороны, было бы неправильно мерить шаблоном квартетов Чайковского совершенно отличный и независимый жанр струнного секстета. Тем более, что формат «воспоминания» и некоторая отстраненность музыки лишь свидетельствуют о том, что апогей переживаний пройден (чего нельзя сказать о профессиональной мощи Чайковского). Сочинение создавалось в кульминационный период творчества композитора, и Пётр Ильич был настолько увлечён Секстетом, что даже охладел к своей любимице «Пиковой даме». Поражает разнообразие и ловкость полифонических приемов Чайковского, его «фирменная» ювелирная градация динамических оттенков и в целом эмоциональный тонус этой работы, где легковесность итальянской кантилены с лихвой «искуплена» запальчивостью русской плясовой. Четыре части Секстета можно охарактеризовать ремарками самого композитора: с большим огнём — певуче — шутливо — задорно.
Татьяна Фалина
Комментарии
Монолог Альта — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>