Дорогой времени: Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода»
журнал «Музыкальная академия» 2006 г.
Время – драгоценный подарок, данный нам, чтобы стать лучше, зрелее и совершеннее.
Томас Манн
Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя – и оно не может быть мыслимо иначе.
Лев Толстой
Выступления Камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» (его прежнее название – «София») настолько прочно вошли в жизнь нашего города, что представить без них культурный облик столицы Поволжья, да и других российских городов, просто невозможно. У многих нижегородских меломанов даже сложилось впечатление, что история коллектива насчитывает, по крайней мере, несколько десятилетий. Между тем, 15 лет существования «Софии»-«Солистов Нижнего Новгорода», если вдуматься, — не такой уж большой отрезок времени для города, которому как раз исполнится 800. И все же момент для некоторой попытки обозрения, думается, настал. Эта статья – отнюдь не исчерпывающий юбилейно-парадный портрет оркестра. Не подведение итогов, она вызвана стремлением из настоящего оглянуться назад, вспомнить самое яркое и немного заглянуть в будущее. Жизнь коллектива можно представить как поезд, проходящей от станции Предыстория через станцию История, сейчас находящийся на станции Настоящее и уже уходящий к многочисленным станциям с общим названием Будущее.
СТАНЦИЯ ПЕРВАЯ
«ПРЕДЫСТОРИЯ». ГОДЫ 1981-1990
В 1981 году профессор Горьковской еще тогда консерватории Семен Львович Ярошевич создал в стенах нашей alma mater студенческий камерный оркестр. В нем играли студенты и аспиранты Ярошевича и те, кто подходил к нему и просился работать. Несмотря на то, что это был всего лишь студенческий коллектив, желающих играть всегда было очень много, ведь то была единственная возможность для музыкантов попробовать себя в камерно-оркестровом исполнительстве. Коллектив давал небольшие концерты, часто сопровождал выступления аспирантов, которые исполняли, к примеру, скрипичные концерты Моцарта. В репертуаре были также концерты Бахе, маленькие симфонии Вивальди, части Серенады Чаковского. Выступления тогда еще не были регулярными, обычно они посвящались каким-то событиям. В конце восьмидесятых оркестр ездил на гастроли в Вильнюс вместе с другими консерваторскими коллективами. В 1990 году Ярошевич уехал из России, и оркестр прекратил своё существование.
СТАНЦИЯ ВТОРАЯ
«ИСТОРИЯ». ГОДЫ 1990-2003
Однако, не существовал он ровно два месяца. Ведь такой коллектив был необходим и музыкантам, и городу. С первого сентября 1990 года студенты стали ходить за тогда еще и.о. доцента, а сейчас – профессором, заведующей кафедрой струнных инструментов Нижегородской консерватории, заслуженной артисткой России Софией Наумовной Пропищан с просьбой возглавить оркестр. Два месяца Пропищан отказывалась, и, кто знает, был ли бы в Нижнем Новгороде такой коллектив, если бы не его величество Случай. София Наумовна поехала на гастроли в Кишинев, где познакомилась с органистом и дирижером Лео Кремером. Кремер, один из родоначальников аутентичного движения в Европе, подолгу рассказывал о новом течении в исполнительском искусстве, показывал новые приемы игры на привычных инструментах. Тогда София Наумовна решила пригласить Кремера в Горький, чтобы он мог познакомить студентов и профессиональных музыкантов с историческим исполнительством. «Соберем на одну программу ребят, раз уж они все равно за мной ходят», — решила тогда Пропищан. Камерный оркестр, к радости студентов, возобновил свою работу, но… концерт не состоялся. Кремера в закрытый город Горький, не смотря на все старания Софии Наумовны, её хождения по инстанциям, вплоть до КГБ, просто не впустили. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
…Студенты вместе со своим художественным руководителем учились, развивались, росли. Работали с полной самоотдачей на одном только энтузиазме. Репетиции были каждый день по четыре часа, а концерты – каждую неделю. Им давалась только одна поблажка – освобождение от посещения студенческого симфонического оркестра, да и та не всегда действовала. Все было очень хорошо до того момента, пока музыканты стали заканчивать консерваторию. Расходиться никто не хотел, однако и существовать без зарплаты дальше было не возможно. Так начались походы Пропищан по коридорам власти, благодаря которым в 1994 году коллектив получил самостоятельность и статус муниципального учреждения культуры. Тогда же он и получил своё первое имя «София».
Эти походы-просьбы о повышении копеечной зарплаты, о выделении помещения давались Софии Наумовне нелегко. «По прошествии 15 лет, я, с одной стороны, ни в коем случае не жалею, что руководила оркестром, — говорит Пропищан, — это были интересные, замечательные годы. Но, с другой стороны, думаю, что, если бы тогда нам это запретили, то мне в каком-то смысле было бы даже лучше. Не в смысле спокойнее, я вообще не могу жить спокойно. Просто в период работы в «Софии» у меня совершенно не было времени для индивидуальных занятий, да и от беспрерывного общения с властьпредержащими, от невыполненных обещаний, ожиданий в приемных и унижений я устала».
Впрочем, слушателям, вся эта «кухня» была незаметна, и они с интересом, удовольствием и любопытством следили за творчеством коллектива.
Кредо «Софии» — постоянное стремление к новому, расширение горизонтов отразилось в музыкальных фестивалях, организованных Софией Пропищан за годы ее руководства оркестром. «Трудно, но интересно», — часто с радостью, азартом и блеском в глазах говорили и говорят музыканты.
Первыми были шесть концертов моцартовского фестиваля «Моцартеум» в 1995 году. Проект был организован с помощью фонда Сороса, все концерты были бесплатными, и консерваторию просто заполонила публика, люди сидели на подоконниках, стояли в проходах, фойе, просачивались под дверью… На этот фестиваль в Нижний Новгород приезжала Галина Писаренко, которая тогда была председателем Российского Моцартовского общества. У Пропищан была идея открыть здесь филиал, ведь именно на нашей земле Александр Улыбышев написал первую книгу об австрийском гении. Однако, из-за сложностей с регистрацией, нижегородское отделение так и не было открыто.
Уже на следующий год коллектив вновь порадовал меломанов интересным проектом, проходившем на этот раз в Нижегородском Художественном музее. Слушателям запомнилась немецкая музыкальная семья Хепп: пианистка Микаэла, кларнетист Хайнц и их сын ударник Андреас. Андреас – «феноменальный музыкант», человек-оркестр, который исполняет на своих инструментах абсолютно любую музыку – от скрипичной и вокальной до сочинений современных композиторов, написанных специально для него. Кстати, у организаторов фестиваля были большие трудности с перевозкой его многочисленных инструментов.
Следующий фестиваль «B.A.C.H. современное звучание традиций» был связан с открытием для нежегородцев аутентичного движения. Оркестр участвовал во всех шести концертах фестиваля. Тогда были исполнены Бранденбургские концерты Баха. «B.A.C.H.» привлек в наш город исполнителей на духовых инструментах: к примеру, Владимир Гончаров впервые в нашем городе играл на маленькой барочной трубе, Ольга Ивушейкова исполняла Пятый Брандербургский концерт и сюиту си-минор Баха, Концерт для флейты с оркестром Иоганна Кристиана Баха. Приезжал и ансамбль старинной музыки «Хортус Мюзикус». На их мастер-классах, как и на остальных событиях фестиваля, было очень много слушателей.
Можно ли сделать фестиваль, если нет денег? Оркестр «София» в 2000 году ответил «Да». Так появился проект «Без концепции». В числе открытий фестиваля было исполнение «Семи слов Христа, сказанных им на кресте» Йозефа Гайдна с дьяконом из Нижегородского Мужского Благовещенского Монастыря, читавшим текст, а также – концерт Татьяны Гринденко, на котором она с оркестром исполняла неизвестную музыку раннего барокко.
Большой друг «Софии» Алексей Любимов стал главным героем фестиваля «Музыкальные букеты от Алексея Любимова и Компании», проходившего в 2002 году и включавшего в себя старинную, романтическую и современную музыку. В «компанию», помимо оркестра, художественный руководитель и многие музыканты которого не этот раз выступали в качестве солистов, входили нижегородские музыканты и ученики Любимова Ольга Ивушейкова, Кирилл Рыбаков (кларнет), Михаил Шеленков (фагот). В концерте под названием «Романтизм: лики и отклики» сначала прозвучал знаменитый «Форельный» квинтет Шуберта, а затем – «Форельный» квинтет П.Карманова, в котором контрабас заменила… плита, где, собственно, в течение всего произведения с шипом масла и характерным запахом и жарилась форель.
В том же году был организован фестиваль-конференция «Струнные инструменты. Преемственность основных этапов обучения музыканта-профессионала», на которой впервые в Нижнем появился Андрей Решетин, проводивший пользовавшиеся большим успехом мастер-классы по аутентичному исполнительству. Кстати, некоторые музыканты оркестра сейчас продолжают углубленное знакомство с аутентзмом в Петербурге под руководством Решетина.
Концерты коллектива, как уже упоминалось, все эти годы проходили каждую неделю. С «Софией» выступали Александр Рудин, Александр Князев, Борис Блох, Дора Шварцберг, Анатолий Лукьяненко, Елена Сорокина, Александр Бахчиев… Помимо собственных проектов, коллектив участвовал в Международном фестивале искусств имени А.Д. Сахарова, Фестивалях современной музыки, Днях Волги в Эссене, «Рождественских встречах в Северной пальмире», гастролировал в Перми, Тольятти, Саратове и других городах России.
Многие музыканты из первого состава оркестра разъехались по миру, многие остались в Нижнем Новгороде и сейчас составляют костяк кафедры струнных инструментов. «Бывает очень приятно, — говорит Пропищан, — когда от ребят издалека (например, из Израиля) приходят sms-сообщения с благодарностью за то, чему они здесь научились. Где бы они не работали — в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Прибалтике, Испании, Германии или Америке, они получают положительные реакции на их исполнительские возможности. Много, очень много есть ребят, которые вышли из оркестра и получили то, чем они пользуются дальше. Это очень приятно, это пожалуй, самое приятное из всего, что было».
«Если бы я могла заниматься только музыкой, творчеством, программами фестивалей, концертов, — продолжает София Наумовна, — я бы никогда не ушла. Но поскольку очень много сил уходило на улаживание организационных проблем, хозяйственных вопросов, у меня стали возникать мысли об уходе, и , спустя тринадцать лет после начала моей работы в оркестре, я решила, что все – хватит».
Так со станции «История» коллектив прибыл на станцию «Настоящее».
…Сейчас София Пропищан гастролирует и дает мастер-классы по всей России, в Австрии и Германии, выступает с абонементными концертами в Кишиневе и Одессе. В марте 2006 года она организует Международный камерный фестиваль, посвященный столетию Д.Д.Шостаковича, в октябре-ноябре нынешнего года фестиваль в Кишиневе «Кишиневцы возвращаются» с участием Олега Майзенберга, Марка Зельцера и Александра Бондурянского. Она тесно сотрудничает с заслуженным артистом России, профессором РАМ им.Гнесиных пианистом Леонидом Блоком, создает ансамбль «Artis» с музыкантами из оркестра «Солисты Нижнего Новгорода».
СТАНЦИЯ ТРЕТЬЯ
«НАСТОЯЩЕЕ». ГОДЫ 2003 2006
«Когда я ушла, — делится воспоминаниями София Наумовна, — кругом все говорили, что оркестр пропал, что он распадется. Но я всегда верила в них, а они верили в себя. Ребята сумели сохранить оркестр, сохранить то, что осталось у них в руках, головах, а главное – в душах».
Новым художественным руководителем оркестра стал ученик Софии Пропищан, играющий в оркестре с самого его основания, скрипач Владимир Плаксин. Сам же коллектив получил свое новое имя «Солисты Нижнего Новгорода».
На вопрос о том, что дала ему работа в «Софии», Плаксин отвечает так: «Как что? Всё! Наш оркестр всегда был и остается институтом в институте, здесь по-настоящему можно стать профессионалом каменного оркестрового исполнительства. Опыт игры в «Софии» для всех нас очень важен. И хотя сейчас коллектив имеет другое название, обновленный состав, все равно его костяк и основы репертуара сформированы еще Софией Наумовной. Мы с глубоким уважением относимся в её профессиональным традициям и пытаемся их продолжать.
Некоторое время я играл в Академическом Симфоническом Оркестре Нижегородской филармонии, у меня был выбор уйти или остаться, но я остался верен «Софии». Я ни разу не пожалел о своем решении: эти годы были очень интересными для вех нас, хотя порой бывало сложно, особенно поначалу. Но постепенно мы стали лучше чувствовать друг друга, вместе дышать, а ведь это самое главное. На этом базисе держимся – сейчас мы уже не студенческий, а профессиональный коллектив и мы развиваемся дальше. Большое значение имеет то, что «костяк» оркестра (Дмитрий Стоянов, Елена Абдрашитова, Светлана Зверева и Наталья Сорокина) остается неизменным.
Конечно, если бы вся организационная работа была только на мне, то было бы очень трудно. И я очень благодарен всем нашим артистам, но особенно Дмитрию Стоянову и Елене Абдрашитовой за помощь и моральную поддержку».
Нижегородская Государственная Консерватория им.М.И.Глинки является соучредителем оркестра, а ректор Эдуард Фертельмейстер – добрым другом «Солистов». Поэтому коллектив представляет НГК в различных совместных проектах и фестивалях, участвует в студенческих и аспирантских концертах. «Их деятельность больше, чем профессиональна, — рассуждает Фертельмейстер, — она самоотверженна. Они выстояли в сложный момент смены художественного руководства, без финансовой и моральной поддержки учредителей, тогда, когда многие бы сломались и ушли в другую сферу деятельности. Консерватория тогда протянула им руку. Сейчас они работают с разными дирижерами, но всегда выступают на высоком уровне. Я очень тепло к ним отношусь, потому, что вообще ценю людей преданных своему делу и честных по отношению к профессии».
Продолжая свои фестивальные, в частности, аутентичные традиции, оркестр приглашает в Нижний Новгород немецкого скрипача и дирижера Кристофа Майера и организует музыкальные проекты «Барокко по-кёльнски» (2004), и «Fамилия БАХ» (2005). «Исходная точка исполнения любой музыки – рукопись. Дальнейшая информация берется из переизданий рукописи в разных редакциях, — объясняет Майер на пресс-конференции. Интерпретация рождается на основе знаний исполнительских традиций времен рукописи; немалую роль играет и личный вкус исполнителя. Мое кредо – придерживаться старых источников».
Кристоф Майер участник знаменитого Шуппанциг-квартета, известного, в частности, исполнением квартетов Бетховена и Шуберта в оригинальной редакции и на инструментах, принадлежавших лично Бетховену, бал очень доволен результатами проектов. После каждого концерта – шумные овации, на мастер-классы желающие поиграть записывались задолго до их начала. «Ощущаешь себя Штраусом, когда стоишь и слушаешь эти овации! Мы очень рады, что можем так успешно донести свое понимание старинной музыки до слушателей. Оркестр очень молод по составу и с энтузиазмом берется за работу. Отношения у нас очень хорошие, несмотря на различие языков между нами существует взаимопонимание», — говорит Кристоф. В минувшем году «Солисты Нижнего Новгорода» с Майером показали программу «Fамилия БАХ» кировской публике, которая встретила проект очень тепло.
С Международного фестиваля искусств им. А.Д.Сахарова 2004 года с коллективом стал постоянно работать московский дирижер и пианист Игорь Жуков. Его кандидатура была выбрана не случайно. Еще в 1997 году по приглашению Софии Пропищан Игорь Михайлович дирижировал оркестром. А раньше – в начале 1980-х – он исполнял в Горьковской консерватории 10 сонат Скрябина, Тройной концерт Баха и Восьмой квартет Шостаковича. Стоит упомянуть, что и родился маэстро тоже в нашем городе.
Ученик Э.Гилельса и Г.Нейгауза, лауреат международных конкурсов, пианист, востребованный по всему миру и первый в России записавший все фортепианные сонаты Скрябина, Игорь Жуков имеет регулярный почти тридцатилетний опыт дирижерской работы. Судьба сводила его с Г.Рождественский, Н.Рахлиным, К.Элиасбергом, А.Янсоном, с 1978 по 1983 год он руководил камерным оркестром Ульяновска, а в восьмидесятые-девяностые годы – созданным им Новым Московским Камерным оркестром. Кроме того, и для струнных инструментов музыкант совсем не посторонний: в течение многих лет он выступал в трио с братьями Григорием и Валентином Фейгиными.
С приходом Жукова у оркестра появилась возможность регулярных концертов с дирижером, что для камерных коллективов ни такая уж частая вещь. Соответственно, «Солисты Нижнего Новгорода» стали более гибкими: теперь они могут играть и с дирижером и без дирижера, а даже когда они играют без дирижера, то в общем пульсе незримо чувствуется его присутствие. Появилась разница в звучании коллектива6 тепер он может звучать и как симфонический оркестр, и как камерный, и как квартет. К примеру, в «Плаче Македонии» Сони Петровски на Втором Международном фестивале «Картинки с выставки» была ярко подчеркнута выразительность именно струнного оркестра: насыщенно матовая фактура подчеркивала мрачность образа. А в «Пяти Танцевальных прелюдиях» Лютославского на том же концерте оркестр в сочетании с кларнетом, арфой, фортепиано и ударными звучал как сольный инструмент.
Концерты оркестра стали, если можно так сказать, более «комплексными», выражающими идею синтеза искусств: к примеру, маэстро на концерте 26 сентября 2004 годя перед исполнением вариаций Аренского на тему «Легенды» Чайковского прочитал строки из стихотворения Плещеева, положенного в основу «Легенды». Это создало особую атмосферу в зале. Зрители отмечают, что часто на концертах оркестра в воздухе витает ощущение некоего таинства, избранности. Любопытным штрихом к облику концертов являются и программки с комментариями дирижера или забавными картинками на музыкальные темы. «Импульсивные, собранные, по-джазовому раскрепощенные и лишенные всякой манерности жесты дирижера – ваятеля музыки превращают зрительный зал и сцену в единое пространство», — так отзываются о творчестве Жукова журналисты и профессионалы-оркестранты. Высокий технический уровень исполнения всегда дополняется энергетической насыщенностью: музыканты умеют захватить слушателя своими эмоциями, каждый раз предлагая убедительную трактовку авторского замысла. В легкости, непринужденности, виртуозности светится радость от совместного творчества.
Не перечеркивая прошлого, не изменяя, а дополняя, оркестр продолжил интенсивно развиваться, расширять репертуар, в котором немалое место занимают переложения дирижера для камерного оркестра. В совместном творчестве маэстро и коллектива академичность не мешает демократичности, серьезность не исключает юмора, а каждый из музыкантов оркестра – солист. Кстати, на первых репетициях с дирижером музыканты говорили: «Под руку играть мучительно, но так интересно».
«Репетиции не сводятся, с одной стороны, к бесконечному повторению какого-то эпизода, с другой – к бесцельному проигрыванию, — раскрывает секреты своей работы Игорь Михайлович. По ходу репетиции сразу стоит задача разобраться в каждом эпизоде, придать ему характер целого. Каждый эпизод и его часть должна быть точно вписана в общую концепцию. Поэтому результат достигается быстро, ведь каждая группа оркестра, каждый музыкант в каждом эпизоде знает, какая его функция в целом. Часто на репетициях я прошу одну группу перестать играть и послушать другую. Однажды услышав, что звучит в другой партии, они уже звучат по-новому. В результате появляется особое ансамблевое чутье, и они уже не могут пойти против музыки.
При этом они не зря называются «Солисты»: они играют так, как будто исполняют сольную партию, а не в группе. Поэтому я часто говорю: «Важно, «что» играть, а не «как» играть». А «как» играть на основании моего «что» они уже решают сами. Их инициатива в рамках того, что мы замыслили, отнюдь не наказуема. И это не та «солистскость», когда музыкант думает, что он – самый главный. Играть как солист означает ни за кого не прятаться.
Есть такое мнение: «В первую очередь оркестр должен научиться играть чисто и вместе». Мой принцип следующий: сначала они научатся дышать вместе, а потом уже будет и все остальное. И даже иногда им это доказывал. Я сразу чувствую, когда они начинают играть вместе: они у меня «повисают» на руках, руки становятся дубовыми, и я не могу ничего показать. Когда они поймали общее дыхание, начали играть, я прекращаю дирижировать, и все прекрасно звучит. Тогда я говорю: «Братцы, посмотрите, — я не дирижирую, могу вообще прекратить, а вы будете играть, потому что у вас общее дыхание и пульс». Это для меня самое главное».
«Солисты Нижнего Новгорода» сотрудничают не только с музыкантами, известными по всему миру, но и учениками музыкальных школ Нижнего Новгорода. Еще во времена руководства коллективом Софией Пропищан был организован конкурс концертов из школьного репертуара. Сейчас финал смотра происходит в Большом зале консерватории, а многие из тех, кто впервые попробовал сыграть с оркестром на этом проекте, стали лауреатами международных конкурсов.
И, конечно, с оркестром с неизменным успехом выступают нижегородские музыканты: Даниил Гришин (альт), Людмила Рубинская (меццо-сопрано), Елена Щербинина (сопрано), Наталья Полунова (флейта), Сергей Заякин (флейта), Евгений Брахман (фортепиано), дирижер Евгений Кириллов, ансамбль «Ars Mobile». В исполнении «Солистов» постоянно звучат произведения нежегородских композиторов – Владимира Холщевникова, Евгения Щербакова, Бориса Гецелева, Оксаны Зараднюк, Дениса Присяжнюка.
Руководствуясь принципом — каждый раз открывать в исполняемых опусах что-то новое и художественным вкусом, «Солисты Нижнего Новгорда» продолжают расширять репертуар (от Пёрселла, Телеманна, Вивальди, Баха и Хоффмайстера до Шенберга, Бриттена, Стравинского, Шостаковича, Пярта, Гринблата, Шакаряна, Коларовски и студентов Нижегородской консерватории).
Нижегородская публика по достоинству оценила высокий профессиональный уровень коллектив, эмоциональный подъем каждого концерта, раскованность, разнообразный репертуар, сотрудничество с интересными музыкантами. У оркестра сформировалась и своя публика, среди которой много и пожилых людей (которые, кстати, ходят на концерты бесплатно), и молодежи. Часто после концертов можно увидеть любителей музыки, благодарящих музыкантов за прекрасный вечер и профессионалов, говорящих: «Ребята, вы сегодня здорово играли»!
СТАНЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
«БУДУЩЕЕ». ГОДЫ 2006 — …
График работы «Солистов Нижнего Новгорода» расписан на долгое время вперед. Здесь и нижегородская премьера Концерта для домры и камерного оркестра Кусякова, и исполнение кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева совместно с постоянным партнером оркестра – камерным хором «Нижний Новгород» (художественный руководитель Борис Мокеев). В плане значатся и абонементы в Нижегородской Медицинской Академии, и в Лингвистическом Университете, и фестиваль, посвященный юбилею Моцарта, где планируется исполнить его знаменитые симфонии, и мастер-классы по аутентизму, и знакомство нижегородцев с новыми сочинениями современных композиторов, и запись новых дисков, и гастрольные поездки…
Пока создавался этот очерк, вектор времени неумолимо уходил вперед, оставляя в прошлом то, что еще мгновение назад было настоящим ( к примеру, прекрасный предновогодний концерт оркестра), и приближая всех нас к новым открытиям «Солистов Нижнего Новгорода». Что ж, поспешим…
Юрий Исаков, постоянный посетитель концертов оркестра: «Я знаком с этим оркестром с момента его организации, многих ребят знаю лично. Я постоянно смотрю концерты, оперные и балетный спектакли по спутниковым каналам (немецким, французским) и думаю, что качество звучания оркестра не уступает самым лучшим европейским оркестрам, хотя и понимаю, что сами инструменты в Европе гораздо лучше. Слышно, что они работают над балансом звучания, каждая группа оркестра всегда прослушивается, никогда нет неразберихи, и в этом проявляется их мастерство. Кроме этого, подкупает тематическое разнообразие их концертов, скажем, идея сыграть не только музыку Баха, но и его сыновей, или концерт в аутентичной манере, или концерт из произведений армянских композиторов к тысячелетию армянской письменности.
Привлекает и личность большого музыканта Игоря Жукова, который работает с оркестром очень чутко, серьёзно и требовательно и говорит, что лучше не играть совсем, чем играть плохо. В результате оркестр звучит более собранно.
Наконец, показательно их умение работать с разными дирижерами, подчас предлагающими противоположные трактовки произведений. С этой точки зрения они проявляют себя как профессиональный, слаженный ансамбль».
Елена Дутлова, преподаватель ДШИ №9, постоянный посетитель концертов оркестра: «Мне нравится этот коллектив единомышленников, они всегда готовят интересный и разнообразный репертуар, постоянно его обновляют. Их трактовки всегда интересны, хотя порой, на мой взгляд, и не бесспорны. Они приглашают ярких исполнителей, охотно идут на контакт с детьми, выступают на разных площадках. Ценно то, что они работают с разными дирижерами. Их работа с Игорем Жуковым – очень многогранным музыкантом – заставила их задуматься, что оркестр должен быть разнотембровым. С его приходом оркестр стало слушать еще интереснее. Многих из низ я знаю лично, они играют камерными составами, все время на виду. Одним словом, слава Богу, что в нашем городе есть такой коллектив».
Петр Иванов, переводчик и постоянный посетитель концертов оркестра: «С оркестром я знаком около полутора лет. И чес лучше узнаю со временем «Солистов» и их творчество, тем больше восхищаюсь ими. У них неимоверно широкий исполнительский диапазон – от итальянского барокко до современных армянских композиторов. Просто немыслимо! Причем это не только разнообразие репертуара, но и разнообразие звучания. «Солисты» не боятся трудного, открыты для нового, не устают экспериментировать. И, по-моему, это очень удачные эксперименты! При этом музыканты вкладываются в творчество без остатка – они в полном смысле слова живут искусством, и это невозможно не почувствовать. Их эмоциональный заряд передается слушателям, их исполнение заставляет сопереживать – задумываться, улыбаться, пугаться, успокаиваться, грустить, плакать, смеяться. А лично меня увлекает еще и то нескрываемое искреннее удовольствие, которое музыканты испытывают от собственного творчества, от «пребывания в музыке». Думаю, даже люди, имеющие отдаленное представление о том, что значит «делать музыку», глядя на улыбающихся на сцене «Солистов», вдруг понимают, как это прекрасно, какое это увлекательное и необыкновенное дело. И даже создается впечатление, что это дело очень легкое – настолько естественное исполнение.
И еще. Для меня невыразимое восхищение видеть людей, которые в столь трудное, беспощадно коммерческое время, пошли за своим призвание и полностью посвятили себя служению – нет, не искусству. Другим людям. Ведь своей музыкой они служат нам, зная, что взамен получат немногим больше аплодисментов. Хотя и искренних».
Анна Фортунова
Комментарии
Дорогой времени: Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>