«Другая музыка. Пярт»
Йоганн Себастьян Бах (1685-1750) | Страсти по Иоанну |
исполнители: Камерный хор «Нижний Новгород» (художественный руководитель — заслуженный артист России Борис Мокеев) Хор Нижегородской государственной консерватории им.М.И.Глинки (художественный руководитель — Борис Маркус) Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» (художественный руководитель — Владимир Плаксин) Наталья Полунова (флейта) Артем Васенин (гобой) Екатерина Метелева (гобой) Николай Кустов (фагот) Александр Гулин (виола да гамба) Ольга Бестужева (орган) солисты: |
Нижегородская государственная консерватория им.М.И.Глинки, ул.Пискунова, 40
Страсти (пассионы) известны еще с IV века в западной церковной традиции. Исполнялись на Страстной Седмице.
«Страсти по Иоанну» И. С. Баха представляют собой рассказ о последних днях земной жизни Иисуса, основанный на тексте 18-й и 19-й глав Евангелия. Глава 18 включает в себя предательство Иуды, заступничество Петра, привод Иисуса к Первосвященнику, отречение Петра и суд Пилата. 19-я глава — бичевание Иисуса, шествие на Голгофу, смерть и погребение.
Для усиления драматизма Бах вводит два фрагмента из Евангелия от Матфея: первое о пении петуха и отречении Петра, второе о том, как во время смерти Иисуса Христа «завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы разверзлись…»
Действующие лица: Иисус, Евангелист, Иуда, Петр, Пилат, Первосвященники, толпа (хор).
Композиция лаконична: 10 арий и ариозо, речитативы и короткие драматизированные хоры. Основное действие Страстей обрамляют величественные хоровые рамки: вступительный хор становится как бы увертюрой, заключительный дает умиротворенное завершение композиции.
В центре повествования — идеальный герой, богочеловек, всем своим существом связанный с простой, земной человечностью, но идущий на подвиг самопожертвования.
Идея включить в программу фестиваля «Другая музыка. Пярт» исполнение «Страстей по Иоанну» Баха заключается в том, чтобы представить публике сочинения, которые занимают центральное место в творчестве обоих композиторов. И если на открытии звучало произведение Арво Пярта, то под конец фестиваля — И. С. Баха. Два высказывания на одну тему — тему Евангелия — являют собой полную противоположность: театральность, пышность (как по составу, так и по музыкальному языку) «Страстей» Баха на немецком языке и камерность, аскетичность сочинения Пярта на латыни.
Имя Иоганна Себастьяна Баха выбрано не случайно. Его творчество повлияло на многих композиторов, в том числе и Пярта. «Бах — завершение. От него ничего не исходит, но всё идет к нему». Творческие поиски в 60-е годы привели Арво Пярта к Баху, музыка которого стала своего рода оценочной шкалой композитора: «Я хотел доказать самому себе, насколько прекрасна музыка Баха и насколько ужасна моя» (Пярт).
Специально на концерты приглашен известный немецкий дирижер и реконструктор Йорн Бойзен. Приглашая Йорна Бойзена в качестве дирижера и руководителя постановки «Страстей по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха, мы основывались на желании представить музыку Баха так, как писал ее сам Бах. «Я всегда играю по автографу, по уртексту, а не по редакциям, и мне никогда не хочется поправить Баха», — говорит Бойзен. Помимо музыки Йорн много работает с текстами, барочными речитативами, риторикой. «Важно проникнуть внутрь эпохи, говорить и мыслить, как человек барокко», — еще одна цитата из Бойзена.
Йорн Бойзен
Органист, дирижер, реконструктор и композитор Йорн Бойзен родился в Любеке (Германия) в 1976 году. Там же в Любеке он закончил Мюзикхохшуле, после чего продолжил образование в Королевской консерватории в Гааге (Королевство Нидерландов).
В настоящее время живет и работает в Королевстве Нидерландов, где руководит созданным им международным ансамблем старинной музыки Musica Poetica.
Ансамбль, как и сам Йорн, придерживается максимально аутентичного исполнения барочной музыки. Дело не в «копировании стиля», как говорит сам Бойзен, а в «понимании языка этой музыки».
Бойзен убежден, что наилучшее понимание музыки этого времени и ее разных стилей, а также высокий технический уровень игры приведут к убедительным и сильным выступлениям. Критическое исследование исторических источников, анализ работ — это не просто скучные теоретические упражнения, а скорее способ общаться с аудиторией.
Таким образом, он объединяет результаты своих собственных исследований и экспериментов с интересным репертуаром и отличной музыкальностью.
Помимо работы со своим ансамблем Йорн Бойзен работает как приглашенный дирижер с различными оркестрами (включая оркестр Берлинской филармонии), оперными постановками, он участник многочисленных международных фестивалей.
информация фестиваля
Комментарии
«Другая музыка. Пярт» — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>