Влюблённые в музыку
Источник: nne.ru
Беседовала Ольга Схиртладзе, 04.07.2011
Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» 11 июня закрыл 17-й концертный сезон. Коллектив живет активной творческой жизнью: концерты и фестивали даются на множестве сцен — в консерватории и медицинской академии, в университете имени Н. И. Лобачевского и лингвистическом университете, в Театре юного зрителя и музее «Усадьба Рукавишникова», в залах Дзержинска и Сарова. Но даже при столь широкой географии и массе событий сезон показался музыкантам на редкость насыщенным.
— Состоялось даже больше, чем мы запланировали, — делится художественный руководитель оркестра Владимир Плаксин, — возникли новые проекты, неожиданно успешные и перспективные.
Одной из самых удачных задумок артист назвал сотрудничество с Нижегородским планетарием.
— Мы пришли в планетарий с предложением, — рассказывает Владимир Плаксин, — и оказалось, что они сами давно ищут подходящий коллектив. Думали сыграть всего три концерта, но публике настолько понравилось, что мы отработали весь сезон. И на лето-то не хотели отпускать!
Проекция звездного неба теперь подчиняется музыкальным законам: оно движется под образы цикла концертов Антонио Вивальди «Времена года» или взаимодействует с номерами программы «Сады гармонии», где к оркестру присоединяется певица Наталия Кириллова (Пермь). А к будущему сезону директор планетария предложил музыкантам подготовить новую программу, основанную на джазе.
Среди заметных событий семнадцатого сезона — второй Международный фестиваль «Baroque & Classic Нижний Новгород», который порадовал публику очередными встречами с немецким скрипачом и дирижером Кристофом Майером.
— Кристофа Майера мне посоветовал пригласить друг из Германии. Тогда Кристоф был начинающим дирижером. Наш оркестр ему понравился, и он стал регулярно приезжать. В Нижнем Новгороде и Дзержинске прошла премьера оперы-пастиччо Майера «Ученик Генделя», и теперь она ставится в Гевандхаусе в Лейпциге.
Для нас работа с Майером — это настоящая школа. Он немец, и у него все точно просчитано: артикуляция, фразировка… И еще он человек очень импульсивный, умеет «заводить» на сцене.
Слушателям, несомненно, запомнились и концерты под управлением московского дирижера Игоря Жукова. С этим учеником знаменитых пианистов Эмиля Гилельса и Генриха Нейгауза, у оркестра особенные отношения.
— Мы познакомились в 1997 году, когда коллектив еще назывался «София», по имени тогдашнего руководителя Софии Пропищан. В 2003 году София Наумовна оставила этот пост, и перед оркестром встала проблема выживания. Музыканты не хотели расходиться, мы сохранили репетиции, но были в полной растерянности, что делать дальше. Обратились к Игорю Михайловичу — правда, без особой надежды, ведь это артист высочайшего уровня. А он сразу откликнулся и даже ездил к нам, можно сказать, на волонтерских условиях: мы оплачивали только дорогу и проживание, гонорары он не брал. Жуков просто спас оркестр, много помог с репертуаром (у него в Москве был хороший камерный оркестр). Для нас Игорь Михайлович — не просто дирижер, а Учитель: он открывает такие музыкантские вещи, которые нам никто не говорил. А как он умеет слышать!.. На репетиции он не просто встает за пульт и высказывает замечания, как иные дирижеры: у него всегда есть план, вся партитура исписана — он предварительно над ней работает. Его принцип — не делать музыку «под пластинку», то есть не повторять чье-то исполнение; он стремится играть «под автора».
Концерт, закрывающий сезон, начался с «Серенады для струнных» Петра Чайковского — любимого репертуарного произведения оркестра. Искушенные слушатели обычно не жалуют подобную «заигранную» классику. Между тем под управлением Игоря Жукова оно звучало словно впервые: артисты, казалось, настолько увлечены совместным музицированием, что не поддаться обаянию давно знакомого сочинения было трудно. Наверное, это и есть лучшее претворение «игры под автора». Когда музыкант старается воплотить на сцене не свое «я», а композиторские идеи, прописанные в нотах, то даже те ноты, которые уже знаешь наизусть, неизменно открываются новыми гранями.
Впрочем, прощальный вечер не обошелся и без премьер. Музыкальное наследие для камерного струнного оркестра не столь уж обширно, а потому любая диковинка вызывает интерес музыкантов. В Концерте для скрипки и струнных Мануэля Куироги (солировал Дмитрий Стоянов) заявленный автором старинный стиль — традиции итальянского барочного концерта — был действительно выдержан и узнаваем. Но, пожалуй, любопытнее оказалась личность самого композитора: испанец прославился как скрипач-виртуоз и ценился публикой наравне с Никколо Паганини. Кроме того, он был прекрасным художником — его работы участвовали в выставках.
Трогательно и поэтично Дмитрий Стоянов исполнил под аккомпанемент оркестра Балладу румынского композитора Чиприано Порумбеску, основанную на народных интонациях. Это еще одна новинка в творческом портфолио «Солистов». Но, естественно, одни музыкальные редкости не обеспечат коллективу плодотворного существования.
— Формирование репертуара — сложная задача, — говорит Владимир Плаксин. — Некоторые программы сразу складываются, а некоторые приходится подолгу обдумывать. Сейчас жесткое время в плане зарабатывания денег, а мы должны выживать. Но мы не столько заигрываем с публикой, сколько стараемся делать разнообразные программы, не перегруженные трудной для восприятия музыкой. Например, у Вивальди удивительные сочинения: это высокая классика, и вместе с тем она популярна; ее приятно играть, при этом мы не опускаемся до «плохой» музыки. Скажем, сыграть Концерт Шнитке — рискованно. На авторском вечере Софии Пропищан у нас было целое отделение музыки современного композитора Ефрема Подгайца. В финансовом отношении концерт оказался неудачным, но те, кто пришли, не пожалели.
Последняя пьеса, объявленная в афише заключительного концерта сезона, была явно рассчитана на эффект. И он не замедлил последовать, предваренный пикантной историей. Легендарный скрипач Яша Хейфец, впервые сыгравший Фантазию на темы оперы Бизе «Кармен» американца Франца Ваксмана, дополнил ее блестящими каденциями и пассажами. Она стала так популярна, что музыкант закрепил за собой все права на исполнение. Услышав на пластинке игру Хейфеца, другой легендарный скрипач, Леонид Коган, подобрал пьесу по слуху, сопроводив ее еще более техничными музыкальными приемами… В концерте головокружительное мастерство солиста-виртуоза демонстрировал Дмитрий Стоянов, повторив свое успешное апрельское выступление.
— Дмитрий — наш постоянный солист. В оркестре он концертмейстер первых скрипок. Кроме того, Дмитрий делает переложения для струнного состава.
Вообще же в этом сезоне было много солистов: скрипач Граф Муржа, пианисты Евгений Брахман и Руслан Разгуляев, наш большой друг и бывший участник оркестра альтист Даниил Гришин (он сейчас играет в оркестре Гидона Кремера в Прибалтике); впервые с нами играл виолончелист Павел Сербин (художественный руководитель известного московского коллектива «Pratum Integrum»). Из приглашенных дирижеров — Павел Герштейн (Кострома), Денис Кирпанев (Москва).
Немало было и премьер. На следующий сезон мы тоже готовим новую музыку. А имена солистов и дирижеров пока придержим в секрете.
На начало грядущего сезона у «Солистов» уже запланированы важные концерты, где прозвучит духовная музыка. В сентябре оркестр едет в немецкий город Эссен для участия в исполнении Реквиема и Te Deum Вольфганга Моцарта. Затем Мессой Франца Шуберта откроет в Ижевске филармонический сезон. В середине октября на Хоровом фестивале имени Льва Сивухина в Нижнем Новгороде будут играть Реквием Германа Панкратова…
Но все же в репертуаре «Солистов» больше музыки светской — ведь она легко обходится инструментальными силами, тогда как в духовной так или иначе фигурирует слово, а следовательно — вокал. Опыт исполнения духовной музыки у «Солистов» скромный, хотя артистам доводилось однажды играть духовный концерт Максима Березовского «Не отвержи мене во время старости», написанный в оригинале для хора, а из европейской классики — аккомпанировать певцам в Stabat Mater Джованни Перголези.
— Музыканту, как и любому человеку, к вере надо прийти, — считает Владимир Плаксин. — Это ведь не бывает просто так. Это может случиться, как любовь. Когда я вижу верующего человека, мысленно ставлю ему «плюс». Эти люди особенные — они просветленные, и я им завидую: у меня пока такого опыта нет. У нас был период, когда многие начали петь на клиросе. И некоторые почувствовали, что не могут без Церкви. Из оркестра они ушли…
Что ж, одни ушли, другие остались: то ли преодолели «несовместимость» с храмом, то ли подобные вопросы перед ними не вставали. Как бы то ни было, деятельность «Солистов» по сути своей духовна. Они любят быть вместе, и они вместе уже много лет. Они вместе любят музыку — и это очевидно. Они радостно делятся своей любовью — и публика ее разделяет. А где любовь — там Дух.
Комментарии
Влюблённые в музыку — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>