Блики Средиземноморья
Томазо Альбинони (1671-1751) | Симфония Соль мажор для струнных |
Мауро Джулиани | концерт для гитары с оркестром Ля мажор. op.30 |
Хоакин Турина |
«Молитва тореро» для струнного оркестра |
Антон Гарсиа Абриль ( | Концерт для гитары и струнного оркестра «Мудехар» |
дирижер — Юкка-Пека Куусела (Финляндия) |
Нижний Новгород, Б.Покровская, 37
Лауреат более 20-ти международных и всероссийских конкурсов Ровшан Мамедкулиев (гитара) выступит с Камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода» в новой программе «Блики Средиземноморья».
В эпосе итальянской и, особенно, испанской музыки гитара была «родным» инструментом. Поэтому её голос так часто выписан отдельной строкой в творчестве именно испанских и итальянских композиторов.
Во времена императрицы Марии-Луизы Австрийской не было ни одного лауреата международных конкурсов, а выдающиеся музыканты вроде солиста объявленной программы именовались просто «придворный камерный виртуоз». Этого титула был удостоен итальянец Мауро Джулиани (1781-1829), в 1806 году прибывший в Вену и быстро завоевавший популярность одного из лучших гитаристов Европы. Его Концерт для гитары с оркестром Ля-мажор, исполненный в 1808 году стал успешным старт-апом публикаций собственных сочинений.
Томазо Альбинони (1671-1751) — венецианский композитор эпохи барокко, широко известный сегодня благодаря Адажио, которое он не сочинял. К сожалению, большая часть его наследия уничтожена второй мировой войной. Струнная симфония Соль мажор из сборника 1700 года – один из ранних примеров жанра, по форме (и по сути) идентичного оперной увертюре, однако наряду с барочным концертом обозначившего важный этап на пути самостоятельного значения оркестровой музыки.
Однажды Исаак Альбенис посоветовал одному неизвестному испанскому композитору искать вдохновения в народном фольклоре. С этого момента началось восхождение к славе Хоакина Турины (1882-1949), высшим признанием заслуг которого стало присуждение ему Большого креста Альфонса Мудрого. «Молитва тореро», написанная в 1925 году, не только в названии отражает связи с национальной культурой и историей. В оригинале она создана для струнного квартета и лютни.
Еще один концерт для гитары этой программы принадлежит уже нашему современнику, испанцу Антону Гарсиа Абрилю (1933 — ). Вкус соленого моря и летопись «сказочной» земли Аль-Андалус, исчезнувшей с географических карт больше пяти столетий назад, слышится в музыке концерта «Мудехар» – так называли представителей мусульманского населения, которое оставалось на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной испанскими государствами у арабов. Сегодня это же название носит стиль в искусстве Испании XII-XVI вв. – наследник времен славы мусульманского халифата в Европе. Медленная часть концерта, сравнимая, разве что, с возвышенной поэзией Востока, словно треснувший сосуд свидетельствует о невозврате минувшего. «Прирученный» (араб. mudaggan) заложник мира других ценностей, другой культуры, отрезанный от собственных корней является главным героем этого удивительного по красоте музыкального повествования.
Комментарии
Блики Средиземноморья — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>