Солнце Мангейма и Ночь Вивальди
И.Стамиц | Три Мангеймские симфонии для струнного оркестра (Соль мажор, Ля мажор, Си бемоль мажор) |
К.Ф.Э.Бах | Концерт для флейты и струнных соль мажор, Wq 169 |
А.Вивальди | Концерт для флейты и струнных «Ночь», RV 439 |
солистка — лауреат международных конкурсов,cолистка оркестра «Voce strumentale» Аделина ТАЗИЕВА (флейта) |
Музей Усадьба Рукавишниковых, Нижний Новгород, В.-Волжская наб., 7
Когда молодой, талантливый и еще никому неизвестный чешский скрипач Ян Вацлав Антонин Стамиц приехал в Мангейм, в Вене в совершенном забвении доживал последние дни Антонио Лючио Вивальди. Так, в 1741 году взошло солнце Мангеймского симфонизма и погасла звезда несравненного мастера инструментального концерта.
В новой программе камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» прозвучат три Мангеймские симфонии Яна Вацлава Стамица, представляющие собой яркий пример «не имеющего себе равных» оркестрового и композиционного стиля середины XVIII века.
Тот, кого немцы называли Иоганн Венцель, спустя два года в резиденции пфальцских курфюрстов, стал первой скрипкой, а затем руководителем самого большого в Европе оркестра – оркестра Мангейма. Это был экстраординарный творческий коллектив универсальных музыкантов- исполнителей, и репертуар должен был соответствовать его статусу и возможностям. Почти до середины XVIII века практически единственной функцией оркестра был аккомпанемент, а симфониями называли оркестровые прелюдии (увертюры) и интерлюдии в операх, кантатах, ораториях и т.п. Ян Стамиц «рекрутировал» барочную симфонию и превратил её в самостоятельный оркестровый жанр, придав ей практически законченную архитектонику классического цикла. Кроме того, он максимально использовал мощь своего оркестра. В стремлении к универсальности, были испробованы все эффекты: у музыкальных тем появились характеры, а у оркестровых красок – тончайшие оттенки.
В тот же период Фридрих II, вступивший на престол, нанимает Карла Филиппа Эммануила Баха в качестве клавесиниста в свой ансамбль. Почтительным реверансом композитора Его Величеству, величайшему флейтисту Пруссии, стали четыре флейтовых концерта, написанные в начале 50-х. Все они предусматривают незаурядные способности солиста. Пожалуй, одну из лучших кантилен берлинского Баха, сравнимую с проникновенной исповедью, демонстрирует медленная часть Концерта G-dur Wq 169. Сочиняя музыку «в новом вкусе», отличающегося крайним субъективизмом, балансирующего на грани стиля и пародии, Эммануил Бах никогда не забывал о своём врожденном вкусе. Болезненная сентиментальность чувств, свойственная рококо никогда не заслоняла в его музыке элегантность, интеллектуальность и собственное достоинство.
Вивальди написал более 400 инструментальных концертов, многие из которых сделали его славу бессмертной. Маэстро миниатюрных симфонических скетчей и властелин жильных струн не знал пределов музыкальной изобразительности. Концертные партитуры «рыжего падре» способны с разительной точностью воспроизвести и ветер, и штиль, и свет, и тьму, и бодрствование, и сон. Последнего касается и данное повествование… Призрак «Времен года» поминутно проносится над нотным станом «Ночи», как фантастическая реминисценция самых выразительных эпизодов цикла, но «Гроза» в этом флейтовом концерте – не метеорологический шторм, а шквал человеческих эмоций, настоящая душевная буря, опустошительная, не оставляющая ни малейшей надежды. Птицы вновь не запоют, и рассвета не будет. Музыка обрывается на полуслове.
Этот неведомый доселе в музыке прием как принцип возводит данное повествование в ранг философской притчи, предвосхищая будущее в искусстве и без. Нонфинитность «Ночи» обнаруживает неизведанные горизонты души Вивальди, оставляя в тени безграничные технические возможности композитора.
Т.Ф.
Аделина Тазиева — выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, проходила ассистентуру-стажировку в классе Заслуженной артистки России, профессора Чернядьевой О.С.
Лауреат всероссийских и международных конкурсов: Всероссийский конкурс имени Милия Балакирева — Гран-при и специальный приз (Нижний Новгород, 2014), Международный конкурс исполнителей на духовых инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи» — II премия (Новосибирск, 2014), Международный конкурс исполнителей на духовых инструментах имени Н.А. Римского-Корсакова – I премия (Санкт-Петербург, 2017). В 2020 году получила II премию III Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015 году удостоена специальной государственной стипендии Республики Татарстан. Участница Зимнего Международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи, Международного фестиваля «Виртуозы флейты» в Санкт-Петербурге, Международного фестиваля Бориса Березовского в Елабуге.
Принимала участие в мастер-классах Венсана Люка, Вольфганга Венделя, Феликса Ренггли, Вальтера Ауэра, Жюльена Бодимана.
Выступала как солистка в составе духового квинтета Saint-Petersburg Winds, а также в составе камерных ансамблей в городах России и Европы. Принимала участие в концертах, организованных фондом Gartow Stiftung.
С 2023 года – солист-регулятор группы флейт оркестра La Voce Strumentale Нижегородского Государственного театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.
Комментарии
Солнце Мангейма и Ночь Вивальди — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>