Алёна Баева & Эйвинд Гимсе
Йоганн Себастьян Бах (1685-1750) | Концерт для скрипки с оркестром ре минор, BWV 1052 |
Йозеф Гайдн (1732-1809) | Концерт для виолончели с оркестром До мажор |
Эдвард Григ (1843-1907) | Сюита «Из времен Хольберга» |
Игорь Стравинский (1882-1971) | Музыка к балету «Аполлон Мусагет» |
солистка — лауреат международных конкурсов Алёна Баева (скрипка)солист и дирижёр — лауреат премии «Грэмми», художественный руководитель камерного оркестра «Солисты Тронхейма» Эйвинд Гимсе(виолончель) |
МУЗЕЙ «УСАДЬБА РУКАВИШНИКОВЫХ»
г. Нижний Новгород, Верхневолжская наб., 7
Впервые в Нижнем!!! В единственном концерте с одной из самых ярких скрипачек современности Аленой Баевой и Камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода» выступит Эйвинд Гимсе (Норвегия) – лауреат премии «Грэмми», виолончелист и дирижер, руководитель оркестра «Солисты Тронхейма».
В исполнении приглашенных солистов прозвучат один «потерянный» и один «найденный» концерты.
Эйвинд уже был в России со своим оркестром и произвел фурор на фестивале Ю.Башмета, с Алёной они сыграли несколько камерных программ, и теперь – Нижний Новгород и его «Солисты»!
Один из величайших клавирных концертов, одно из самых популярных сочинений Баха прозвучит в переложении для скрипки, для которой, вероятно, и был изначально написан в кётенский период (оригинал утерян). Стоит отметить, что Бах написал больше дюжины концертов для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов. Играючи повысив в должности облигатно сопроводительный инструмент оркестра, он по сути презентовал истории жанр клавирного концерта! Помимо рукописи за номером 1052 (в каталоге В.Шмидера) для клавесина, известны еще несколько авторских версий для органа и хора (первые две части соответствуют номерам 146 кантаты, последняя – интродукции 188 кантаты).
Решительный, грозный унисон первых тактов Концерта, и… хлынувшая энергия музыки захлёстывает бурлящим потоком, непрерывно нагнетая мышечный тонус слуха. Сверхъестественная мощь первого Аллегро лишь на время затаится в сумраке Адажио. Его вербальная транскрипция (хор кантаты 146/2) упреждает: «Нам нужно пройти через многое, чтобы войти в Царство Божье», и готовое «пройти» второе Аллегро с новой силой возвращается в начальное русло. Легкое оцепенение и восторг – вот, пожалуй, стереотипная реакция музыкального дайвера, погруженного в эту музыку.
Соло-эстафету подхватит Концерт для виолончели №1 Hob VIIb (1761-1765) Йозефа Гайдна, написанный для Йозефа Франца Вайгеля, друга и коллеги композитора в оркестре князя Эстерхази. Это единственный виолончельный концерт Гайдна, авторство которого не вызывает сомнений. Он был обнаружен всего полвека назад в архивах Национального музея Праги, но уже успел укоренится в шорт-листах самых исполняемых сочинений. Совершенная огранка и безупречный вкус отличают все работы венского мастера, но эта музыка удивительна еще своим естеством и трепетной, порывистой чувственностью.
Еще два оркестровых опуса программы – это стилизации классических форм и стилей, выражающие стремление авторов к некой музыкальной объективности актуального искусства.
Сюита в старинном стиле (1884-1885) Эдварда Грига, созданная по случаю юбилейных торжеств выдающегося мыслителя Просвещения, основоположника норвежско-датской литературы Людвига Хольберга – отнюдь не попытка реанимировать жанр или музыкальный язык барокко, т.е. вернуться во времена Хольберга, а наоборот, попытка вновь обрести достояния его времени. Исторически-пластический экскурс здесь такая же условность, как латинский язык в «Подземном путешествии» «скандинавского Мольера», зато эндемичные интонации и фактура легко идентифицируют эту музыку и с самобытным мелосом композитора, и с национальной культурой, и с романтической эпохой в целом.
Летом 1927 года Игорь Стравинский получил заказ от Библиотеки Конгресса в Вашингтоне на сочинение для небольшого оркестрового состава. Искушенный грандиозными успехами и провалами роскошных и провокационных постановок, самый балетный композитор XX века мечтал воссоздать аналогию классическим линиям танца, минимизировав сценическую, пластическую и музыкальную бутафорию. Решение он нашел в «потоке мелодии, льющимся в непрерывном пении струн!». Следует заметить, что «поток мелодии» у Стравинского синонимичен нерафинированному потоку сознания, столь же дерзкого, сколь и гениального. Не смотря на злостную критику, «Аполлон Мусагет» стал центральным спектаклем парижского сезона 1928 года и сегодня остается одним из популярнейших балетов.
Репост материалов возможен только со ссылкой на www.solistynn.ru
Комментарии
Алёна Баева & Эйвинд Гимсе — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>