Апрель. И музыка. И альт
газета ГОРОД И ГОРОЖАНЕ 21—27 апреля, 2008 год, № 14 (1199)
В нынешнюю пятницу, 18 апреля в консерватории с ансамблем «Солисты Нижнего Новгорода» выступит Даниил Гришин — наш земляк, выдающийся музыкант.
АЛЬТИСТ ГРИШИН
Музыкальный инструмент, который называется альт, прославился в наши дни благодаря Башмету. Может быть, в этом утверждении есть доля преувеличения, а может быть, и нет. Но одно совершенно точно: Башмета знают именно как альтиста, а значит, и похожий на большую скрипку альт не такая уж экзотика.
Даниил Гришин тоже альтист. Он еще, в общем, молод: консерваторию закончил десять лет назад, лауреатом IV Международного конкурса альтистов Юрия Башмета стал в 2000 году. В родном городе (а Нижний Новгород Даниил Гришин считает родным, хотя родился в Сургуте) музыкант появляется хотя и часто, но как бы «сериями»: поработает в Нижнем — и опять уезжает на гастроли. Поэтому услышать Гришина — большое и практически эксклюзивное удовольствие.
В пятницу это удовольствие можно будет реально испытать, причем усилив его дополнительным изыском. В концертном зале консерватории альтист Гришин не только выступит как солист, но и дебютирует как дирижер. В программе заявлены «Смерть и девушка» Франца Шуберта (здесь-то и развернется дирижерское мастерство маэстро Гришина) и квинтет Брамса, переложенный для альта соло и струнного оркестра.
ФИЛОСОФИЯ
— Позвольте начать с кульминационного: как вы относитесь к Башмету, Даниил? Кто он для вас — светило, бог, конкурент?
— Нет. Юрия Абрамовича я считаю своим крестным отцом. На конкурсе, лауреатом которого я стал, он был председателем жюри. Именно Башмет дал мне возможность оценить свои творческие силы и почувствовать себя более раскрепощенным.
— А конкуренция? Вы не ощущаете Башмета конкурентом?
— Нет. Мы в разных весовых категориях. Юрий Абрамович — альтист номер один в мире. Я бесконечно уважаю этого человека.
— А место Башмета в мировой музыкальной жизни вы не хотели бы занять? Хотя бы в мечтах?
— Нет. Я даже никогда не думал об этом…
— Вы абсолютно лишены тщеславия?
— Я самолюбив и тщеславен. Но стараюсь никому об этом не говорить. По-моему, главное — быть самим собой.
— Где вы работаете? Вы востребованы? Нет? Не очень?
— Востребован. Я являюсь приглашенным концертмейстером одного из симфонических оркестров в Японии и летаю туда раз в год примерно на месяц. Месяц — срок, в общем, недолгий, но концертов внутри этого месяца очень много. Также я являюсь приглашенным концертмейстером престижного камерного оркестра «Кремерата Балтика». Им руководит Гидон Кремер, отсюда и своеобразное название.
— Тем не менее вы в Нижнем Новгороде. Это означает, что ваши концерты редки?
— Нет. Концертов очень много. Больше ста в год. Даже хотелось бы поменьше.
— Тогда почему вы в Нижнем Новгороде?
— Все очень просто. Я не хочу отсюда уезжать. Здесь мой дом. Здесь моя семья. Здесь консерватория, в которой я работаю, с которой связано много хороших воспоминаний. Взять вот так просто и уехать, и жить где-то там, далеко… Для меня это было бы очень тяжело. Я люблю возвращаться домой. Сюда, в этот город. Мне нравятся разные города. Например, мне нравится в Москве. Но мне там тяжело. Это огромная динамо-машина, к режиму которой я не могу привыкнуть. А здесь семья. Друзья, которыми я очень дорожу.
— Но есть еще финансовый вопрос, который почему-то сильно обострился в последние годы. У вас с ним все в порядке?
— Мне грех жаловаться.
— То есть ваше участие в названных коллективах обеспечивает вам безбедное существование в течение года?
— Все относительно. Просто я знаю, как живут многие нижегородские музыканты, и на этом фоне мне грех жаловаться. И потом, я думаю, у каждого человека есть свое место в жизни. Я занимаю свое место. Да, может быть, оно достаточно скромное. Но идея, что, обладая талантом, нужно обязательно прорываться наверх, мне не близка. Это не моя философия. Я занимаюсь тем, чем хочу. Когда меня приглашают где-то выступить, если мне интересно то, что предлагают, я с удовольствием играю. Мои жизненные запросы не так уж велики. Хотя, не буду лукавить, деньги должны быть в моем кармане…
ТВОРЧЕСТВО
— Вы занимаетесь каждый день или теперь уже не каждый? Вы можете позволить себе роскошь вообще за целый день не прикоснуться к альту?
— В принципе, играть на инструменте мне приходится каждый день — например, если нужно что-то показать студентам (я преподаю в консерватории). Но занимаюсь я не каждый день. Бывают периоды, когда нужно учить произведения, держать форму и т.д. А бывают моменты, когда просто нужно отдохнуть. Например, после долгой дороги.
— 18-го вы встанете за дирижерский пульт. Что это значит? Изменили альту? Часто ли вы дирижируете?
— Достаточно редко. Я еще хочу поиграть. Дирижирование — очень серьезное занятие, которому нужно долго учиться. Чтобы дирижировать по-настоящему и достичь профессиональных высот, нужно оставить альт и заняться дирижированием вплотную. Я не хочу. Мне нравится совмещать время от времени дирижирование с исполнением на альте. Но только изредка.
— Оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», с которым вы будете выступать, — это новый коллектив? Он создан недавно?
— Давно. Еще в ту пору, когда Нижний Новгород был городом Горьким, а консерватория была горьковской, а не нижегородской. Создателем коллектива стал профессор консерватории С.Л.Ярошевич. Тогда оркестр назывался просто «Камерный оркестр консерватории». Потом коллектив трансформировался в муниципальный ансамбль солистов «София», потому что возглавила его София Пропищан. В этом ансамбле я проработал десять лет. После ухода Софии Наумовны коллектив стал называться «Солисты Нижнего Новгорода». Сейчас его художественный руководитель — В.П.Плаксин. Это профессиональный коллектив, в котором играют музыканты высокого уровня.
— Востребован ли этот коллектив? Отчего его название не на слуху?
— Востребованность предполагает помощь извне. Мне кажется, если оркестр муниципальный, городская власть и лично глава городской администрации должны проявлять к нему интерес. Позиция: «У вас есть зарплата?» — «Есть». — «Вот и скажите спасибо», — это какая-то неверная позиция. Мне, в отличие от «Солистов Нижнего…», просто. У меня есть приглашения. Мне есть куда поехать, где поработать. У меня есть, где я могу заработать денег, и есть, где я могу поиграть для души. Но у людей, которые живут здесь, никуда не выезжают и стараются добиться чего-то большего в городе, где живут, ситуация иная и достаточно тяжелая.
— Проблема в том, что народ не хочет ходить на концерты классической музыки?
— Классическая музыка всегда будет востребована слушателями. Всегда есть публика, которая любит и ходит на концерты. Всегда есть и публика, которая готова платить достаточно серьезную сумму за билеты. Проблема в том, что музыкантам нужна реклама, нужен менеджмент. Но проблема также и в том, что такие коллективы, как «Солисты…», нуждаются в поддержке извне! Если не меценатской и не спонсорской, то муниципальной. «Солисты Нижнего Новгорода» — это творческая единица, без которой город уже нельзя представить. Коллектив долго существует. Он живет и работает, несмотря ни на что. Он заслужил своей преданностью делу внимание властей и спонсоров.
— Кстати, о проблемах. Нижегородские проблемы, по вашим наблюдениям, как у всех? Или сугубо местные?
— Проблемы классической музыки одни и те же в Нижнем Новгороде, в Москве, в Европе и во всем мире. Только масштабы у этих проблем разные.
Диски продаются не очень хорошо, потому что очень много музыкантов. Все записываются, и все хотят быть первыми. Всех интересуют карьерный рост и деньги. Людей, которые занимались бы чистым искусством и совершенствовались для себя, мало. Рынок очень перенасыщен. Та же картина и здесь, в Нижнем. Плюс своеобразные местные проблемы: и простым слушателям здесь сейчас не до классической музыки, и властям.
— И последнее, по поводу вашей работы со студентами. У вас нет ощущения, что скрипка, альт и виолончель — это вымирающий вид инструментов, на которых в нашей стране учиться играть скоро вообще никто не будет?
— Скажем осторожнее: уровень падает. Да, проблема есть. Но я считаю, все циклично. Взлеты и падения чередуются. Солнце не может светить всегда — и дождь не может идти вечность. Я верю, что обязательно будет лучше. У меня нет сомнений…
Вера РОМАНОВА
Комментарии
Апрель. И музыка. И альт — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>