В гармонии с прошлым
газета «ГОРОД И ГОРОЖАНЕ» № 26 (1161) 09-15.07.2007
Чем больше человек слушает музыку, тем больше она его меняет
В Большом зале Дворца труда муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» сыграл заключительный концерт сезона 20О6 — 2О07 гг. Для музыкантов это была своего рода премьера — традиционно они выступают в зале Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки и иногда в старом актовом зале ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Искусство снимать стрессы
Именно там произведения, исполняемые «Солистами…», можно слышать в течение всего сезона (с сентября по июнь). Репертуар оркестра охватывает многие произведения классической музыки и сочинения современных композиторов. Наряду с известными именами И. С. Баха, Ф. И. Гайдна, В. А. Моцарта, С. Рахманинова, П. Чайковского, Ф. Мендельсона, Д. Шостаковича, Н. Паганини, встречаются довольно редкие — И. Краус, Ф. Дуранте, Р. Гринблат, С. Шакарян, открывая новые музыкальные горизонты.
«Солисты…» постоянно развиваются, не останавливаясь в своем творческом пути на достигнутом, обновляя репертуар новыми, яркими произведениями, принимая участие в различных фестивалях и организуя собственные проекты. Особое место в творчестве коллектива занимает пропаганда исторической исполнительской практики — адекватного исполнения музыкальных рукописей предшествующих эпох. Согласно теории информации Клода Шеннона, в современном человеке, «задавленном» городом и неприятностями, накапливается стресс, снять который можно только с помощью природы и различных произведений искусства — предметов, несущих в себе нечитаемую информацию от автора и оказывающих благодатное воздействие на людей. Значение музыки должно непременно усилиться, если она будет представлена в исполнении, максимально приближенном к авторскому. Только тогда слушатель осознает, что хотел донести до него композитор. Только обращаясь к классическим произведениям, человек становится гармоничной, уравновешенной личностью, растворяясь в великой Вселенной, достигая максимального порога умиротворения. Этот оркестр, обладая всем необходимым арсеналом выразительных средств, способен увлечь как искушенного любителя, так и впервые пришедшего на их концерт.
Большой концерт и не только
Музыканты также не перестают удивлять своих слушателей различными проектами с участием многих выдающихся российских и зарубежных артистов. В дискографии оркестра уже имеется несколько дисков, в том числе записанные с дирижерами Тае Чеол Но (Корея) и Игорем Жуковым (Москва).
География гастролей коллектива, не ограничиваясь Москвой и Санкт-Петербургом, распространяется и за пределы России — Германия (г. Эссен), Южная Корея (15 концертов в городах Сеул, Тегу, Кванджу, Пуссан).
В составе оркестра 16 музыкантов, когда они начинают играть, становится понятным, почему происходящее на сцене называется «концерт» (в переводе с итальянского — спор, состязание). Основная идея любого концерта — показать состязание между солистом и оркестром. Это происходит и в классическом варианте, когда в роли солиста выступает один голос (инструмент или певец), и в более ранней версии концертов для оркестра (эпоха барокко), когда состязаются между собой группы музыкальных инструментов. Именно таким был исполненный на заключительном концерте соncerto grosso (большой концерт) Арканджелло Корелли. Звучало там и танго, написанное Астором Пьяццолла, которого по праву считают отцом танго, точнее, его инновационного стиля — tango Nuevo, удостоившего этот «несветский» жанр концертных залов. Слушая данное произведение, переживаешь те же чувства, что и во время танца — желание ощутить себя центром Вселенной, пережить мгновения легкого и непродолжительного флирта, минуты безумной страсти… Не зря Борхес охарактеризовал этот танец, как «вертикальное исполнение горизонтальных желаний». Жизнь Пяццоллы трудно назвать счастливой, возможно, поэтому кажется, что его танго, наполненное трагизмом, разговаривает с нами искренними чувствами композитора.
Планы
Камерный оркестр появился в нашем городе в 1981 году по инициативе профессора Семена Львовича Ярошевича. С 1990 г. но 2003 г. оркестр, в то время называвшийся «София», возглавляла заслуженная артистка России София Наумовна Пропищан. В настоящее время художественным руководителем оркестра является Владимир Плаксин. В 1994 году коллектив получил статус муниципального учреждения культуры, а в 2006-м стал лауреатом премии Нижнего Новгорода за вклад в искусство.
В следующем сезоне камерный оркестр готовит новые сюрпризы и музыкальные проекты для любителей классической музыки. Планируется международный музыкальный проект (часть V) «Великие немецкие мастера» с участием Кристофа Майера (Германия) — беспрецедентное музыкальное событие в масштабе периферии нашей страны, эксперимент в духе оперных постановок эпохи барокко, премьера пастиче из опер Г.Генделя на либретто К. Майера (концертный вариант). Выбираемые коллективом произведения всегда волнующе притягательны, несмотря на их весьма почтенный возраст, лишний раз подтверждая — «время вечно, проходим мы».
Наталья СИВАКИНА
Комментарии
В гармонии с прошлым — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>