Барочные радости
журнал «Досуг в Нижнем» 4-25 сентября №14(235)
21 сентября в 18:30 в концертном зале Консерватории немецкий дирижер Кристоф Майер совместно с Камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода» представит публике уникальную программу «Английское барокко». Перед концертом. несмотря на занятость, знаменитый дирижер, уже бывавший в Нижнем, ответил на несколько вопросов нашему журналу.
— Кристоф, в этот раз Вы снова удивите нас музыкальными редкостями – в программе концертов английская музыка 16-18 веков. Чем она Вас привлекает?
— После того как мы уже довольно ярко представили немецкую и итальянскую музыку эпохи барокко, вполне логичный шаг — представить ещё одну из важнейших стран эпохи барокко и классицизма. Пригласив к себе на остров Генделя от барокко и Гайдна от классицизма, англичане заполучили самых значимых композиторов своего времени, что свидетельствует об их музыкальном вкусе и интересе к музыке континентальной Европы. Гайдн дважды гостил в Лондоне, примерно по году каждый раз, а Гендель прожил там почти 40 лет.
А наиболее известные английские композиторы Джон Дауленд и Генри Пёрселл явились, в свою очередь, выдающимися представителями музыки барокко в Англии, творчество которых неразрывно связано с творчеством их современников и более позднего «немецкого англичанина» Г.Ф.Генделя.
— А можно ли сравнить старинную музыку с современной?
— Вплоть до конца 19 века публика слушала почти исключительно музыку своего времени, то есть «современную». Вследствие культурных, социальных и, конечно же, политических перипетий новейшего времени связь с соответствующей «современной» музыкой была утеряна. Это, наверное, уже почти философский вопрос, и для ответа на него требуется привести подробный анализ социокультурных причин. Поэтому я, не вдаваясь в детали, хочу только обратить внимание на то, что большинство людей (и я в их числе) считают, например, усадьбы на Верхневолжской набережной красивее, чем основную массу построек последних 50 лет…
Один из несправедливо редко исполняемых средневековых композиторов – миннезингер Освальд фон Волькенштайн, уроженец местности, ныне называемой Южный Тироль. Его сочные и изысканные каламбуры на немецком языке расцвета средневековья вряд ли будут понятны в наше время.
— Оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» играет на инструментах более поздней романтической эпохи. Как по-Вашему, отражается ли это на старинной музыке? Нет ли здесь какого-то парадокса?
— Конечно, это противоречие есть, но мне оно не мешает. Интерпретация барочной и классической музыки – в первую очередь вопрос понимания принципов композиции и исполнительского стиля той эпохи. Если всё это учтено, то соответствующие инструменты только добавят исполнению недостающие 20 процентов звучания.
— В прошлом сезоне в Нижнем Новгороде состоялась мировая премьера Вашего оперного пастиччо «Ученик Генделя, или Власть музыки», которая произвела очень сильное впечатление на публику. Откуда возникла идея оперы?
— Я хотел для нынешней публики, особенно для молодёжи или для людей, пока не очень знакомых с барочным музыкальным театром, создать произведение, которое бы вкратце представляло всё то, что составляет суть барочной оперы: изобразить в музыке максимально разнообразные чувства, удивить, развлечь и воспитать. Как правило, барочная опера – а Г.Ф.Гендель является главным представителем этого жанра – длится до 4 часов, в ней множество действующих лиц и весьма запутанное либретто, потому что содержит много сюжетных линий одновременно. Но всё это было необходимо для того, чтобы, упрощённо выражаясь, показать в рамках одной оперы как можно больше аффектов (музыкально выраженных чрезвычайных чувств): ярость, ревность, благородство, гордость, скорбь, неуверенность, отчаяние и многое другое. Я хотел всё это уложить в 70 минут и исполнить очень небольшим для опер Генделя составом оркестра и певцов, предназначенным для небольшой сцены. Для этого я позволил себе сделать то, что и сам Гендель иногда делал, а именно соединить новое либретто с уже существующими ариями из совершенно разных опер и составить таким образом новое произведение. Результат такого составления называется оперное пастиччо, от итальянского «pasticcio» — паштет: смешиваешь различные ингредиенты – и паштет готов.
Содержание в двух словах:
Молодая певица Белланте, племянница известного композитора Георга Фридриха Генделя, очень легко поддаётся влиянию чувств, которые вызывает в ней музыка и таким образом рискует своей любовью к Счиполо, ученику своего дяди. Принцессу, чью роль она исполняет на репетиции одной из опер, освобождает из рук чудовища Полифема молодой король, в которого она впоследствии влюбляется не только на сцене. Когда отношения Белланте и Счиполо оказываются на грани разрыва, Гендель и Счиполо замышляют план… Он удаётся, и власть музыки воссоединяет влюблённых.
— Что Вы думаете о том, чтобы включить эту оперу в репертуар одного из местных театров – например, камерного музыкального?
— Я был бы очень рад, если бы было возможно несколько раз в течение небольшого периода времени осуществить постановку этого произведения в одном из театров. Требования по антуражу такие же, как в любой опере, а декорации и реквизит — проблема решаемая. Конечно, есть требование, чтобы оркестр был соответствующим образом подготовлен, в связи с чем в Нижнем Новгороде речь может быть только о «Солистах Нижнего Новгорода», потому что они уже несколько лет изучают адекватную манеру исполнения и всё больше в ней преуспевают. Я вполне открыт для такого проекта, хотя знаю, что главной задачей, в конечном счёте, всегда является решение финансовых вопросов. Возьмём, к примеру, наш проект, которому уже 5 лет. Несмотря на все препятствия, он каждый год может продолжаться, но только потому, что многие работают на него безвозмездно. У нас есть несколько очень заинтересованных спонсоров, которые берут на себя самые необходимые расходы – перелёт, гостиница, питание и печатная продукция. Всё остальное – личное участие нескольких воодушевлённых человек, которые в течение всего года готовят наш очередной проект. Я сам до сих пор не получаю гонорара и не уверен как долго ещё смогу так работать. Со следующего года мы планируем расширение проекта – о чём я, правда, пока не могу рассказать подробнее. В связи с этим необходимо найти в городе несколько любящих музыку смелых меценатов, которые бы выделяли средства на проект. Речь идёт, по крайней мере, о 500 000 рублей в год. Есть в Нижнем Новгороде такие люди?
— Кристоф, Вы уже не первый раз выступаете в России. А чему Вы сами учитесь здесь или что открываете для себя?
— Здесь я открыл свою любовь к России. Люди, с которыми мне довелось здесь познакомиться, их воодушевление, их любознательность и сердечная теплота побудили меня к тому, чтобы каждый раз преодолевать все преграды ради возможности приехать сюда снова.
Стася ИВАНОВА
Комментарии
Барочные радости — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>