BEETHOVEN
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) |
Квартет №11, ор.95 (версия для струнного оркестра) Концерт №3 для фортепиано с оркестром, ор.37 |
солист — Евгений БРАХМАН (фортепиано) |
Нижний Новгород, ул.Большая Покровская, 37
Квартет ор.95 написан в 1810 году. Но, опережая своё время, он по праву соперничает с эталонными поздними квартетами Бетховена, созданными спустя десятилетие. В письме сэру Джоржу Томасу Смарту композитор пояснил: «Квартет написан для небольшого круга ценителей и никогда не должен исполняться публично». Самый лаконичный из всех квартетов (~20 мин) Бетховена «Quartetto Serioso» является экспериментом, квинтэссенцией композиционных приёмов и одновременно ретроспективой смятенных чувств композитора, вероятно, больше, чем в остальных сочинениях, привязанных к экзистенциальному контексту: крушение любовных и гуманистических надежд (несостоявшийся брак с Терезой Мальфати в мае 1810 года), надежд на финансовую стабильность и творческую независимость (как следствие войны с Францией, девальвация местной валюты и банкротство крупнейших меценатов Бетховена).
То, что Квартет «серьезный», слушатель понимает с первого такта, который звучит как угроза, что-то вроде «я тебе покажу!», хотя название сочинения – всего лишь ссылка на характер третьей части. И действительно, он смело демонстрирует то, что другой, в силу закомплексованности музыкальными штампами начала девятнадцатого века, не рискнул бы: внезапные смены настроения (гром среди ясного неба), столь же свободные и слишком радикальные тональные сдвиги, метрическая двусмысленность. В топке композиторского гения накаляются не только разработки (сжатые до предела), но даже «pianissimo» вдруг достигает пронзительного накала, и кульминация смещается в точку тишины. Искры этого неудержимого пламени мелькают даже в укромной заводи лирических партий. Говорят, что Бетховен не любил иронизировать на свой счет, но, тогда как объяснить лёгкий и весёлый фа-мажор последних 42-х тактов, резко контрастирующих с драматической интроспекцией всего квартетного туловища. Эта оконечность, этот «бешенный» хвостик непослушно виляет, выдавая в заявленной серьёзности театр абсурда. Вот она истина!
продолжение следует…
Комментарии
BEETHOVEN — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>