«Благодарения» для струнных
Р.Глиэр | Струнный октет Ре мажор, ор.5 (версия для струнного оркестра) |
М.Броннер | «Благодарения» для струнного оркестра |
Д.Вирен | Серенада для струнного оркестра, ор.11 |
Дж.Россини | Увертюра к опере «Севильский цирюльник»(версия для струнного оркестра) Интродукция, Тема и Вариации для кларнета и струнного оркестра. |
солист и дирижер Иван СТОЛБОВ (С.-Петербург) |
Музей Усадьба Рукавишниковых, Н.Новгород, Верхне-Волжская наб., 7
Струнный Октет – одно из ранних камерных сочинений Райнхольда Глиэра (1900). На фоне его монументальных симфонических опусов камерная музыка осталась незаслуженно малозаметной, хотя первые свои музыкальные награды Глиэр получил именно за камерно-ансамблевые работы. Октет для четырёх скрипок, двух альтов и двух виолончелей Ре мажор композитор посвятил своему учителю по классу скрипки Яну Гржимали. В этом сочинении легко угадывается авторский почерк Глиэра – лирико-эпическая вязь русской кантилены с красочной гармонией и взвешенной ансамблевой фактурой в совершенстве классической формы. Эта восхитительная и необыкновенно светоносная музыка только утверждает нас в единодушии с мнением великого русского мецената и музыкального издателя Митрофана Беляева, что «камерная музыка – высшая музыка!».
Серенада для струнного оркестра шведского композитора Дага Ивара Вирена (1937) еще один шедевр камерной музыки, но уже другого ракурса с чертами харáктерной пьесы сюитного свойства. Музыка Вирена, движимая лёгким дыханием незатейливых фраз с понятным синтаксисом и гибкой динамикой, непринужденно визуализируется в пластический рисунок танца. Преступая границы жанра, Серенада Вирена не единожды исполнялась как балет.
Нередко в своём камерном амплуа музыка сопровождает слово. Исторически узаконена и её программная ипостась, где слово создает музыкальную мизансцену. «Песенки» Михаила Броннера (как он в шутку называет свои сочинения) – это такие самобытные «анклавы», где музыка
симбиотически срощена не с фонемами языка и не с сюжетом, а с глубоким смыслом, таящимся в названии или эпиграфе сочинения, и немыслима отдельно в своей самости.
«Благодарение» для струнного оркестра (2018) рождено под впечатлением от благодарственных песен Пресвятой Деве в храме в канун её Рождества. В широком смысле – это благодарение родителям, детям и времени жизни. Из цитаты услышанного песнопения, ставшей лейтмотивом первой части сочинения вырастает смысловая ось Финала – благодарение Богородице.
Следующей страницей большой концертной программы станут всем известные симфонические шедевры Джоаккино Россини – Увертюра к опере «Севильский цирюльник» и Интродукция, Тема и Вариации для кларнета, которые прозвучат в переложении для струнного оркестра. Солистом и дирижером вечера выступит выдающийся музыкант, солист и дирижер симфонического оркестра Мариинского театра Иван СТОЛБОВ.
Т.Ф.
Комментарии
«Благодарения» для струнных — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>