«Большая Фуга»
08.02.2015
Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию новую программу солистов, в которой оркестр впервые исполнит Большую фугу Л. ван Бетховена и Концерт для фортепиано А.Шнитке с выдающимися музыкантами Даниилом Гришиным и Евгением Брахманом. Во втором отделении концерта прозвучит Квартет №3 Шостаковича.
Эта большая программа представляет собой серьезное размышление и будет интересна тем, кто не ленится доставать книги с последней полки и готов испытать глубину мысли величайших композиторов 19 и 20 столетий. Полифония чувств человека оказавшегося лицом к лицу с кризисом нравственных и художественных ценностей отражена в амальгаме этих очень разных по стилю, концепции и способах выражения сочинений, каждое из которых по сути является вершиной если не творчества в целом, то определенного рубежа творческих изысканий и устремлений композитора…
Заказать и приобрести билеты можно через сайты билетных операторов редкасса http://www.redkassa.ru/events/70528-bilety_na_koncert_colictu_nizhnego_novgoroda/
и кассир.ру а также по тел.: 8 910 8896 910
Большая фуга (ор.133) была написана в 1825г., Игорь Стравинский сказал о ней: «Это абсолютно современное музыкальное произведение, которое будет современным всегда». И действительно, слушая впервые, очень трудно соотнести его с музыкой начала 19 века или с музыкой позднего интроспективного Бетховена или даже с частями Квартета №13 (ор.130), для которого она изначально предназначалась в качестве Финала. Может, по этой причине в 1827г. Квартет был укомплектован другим финалом, написанным Бетховеном незадолго до смерти, а Большая фуга опубликована в отдельном издании как самостоятельное сочинение. Патетическая риторика свойственная свободолюбивому Бетховену в Большой фуге уступает место психологическому катаклизму, бесконечной погоне (фуга – от лат. «бег») за призрачной красотой, гармонией, равновесием и начинается с констатации душевного надрыва. Развивая психологические тенденции квартетной музыки, Бет¬ховен, по существу, создал свой камерно-инструментальный стиль и Большая фуга, безусловно, является его закономерной вершиной, остриём его творческой экзистенции.
Свободная энциклопедия Википедия одним из самых драматичных произведений, когда-либо написанных в жанре квартета, считает Квартет №3 Д.Шостаковича (1946г.). Это монументальное сочинение вобрало в себя впечатления и размышления тяжелых военных лет и не случайно перекликается с военными симфониями композитора. Но замысел его, вероятно, глобальнее определенной темы потому, что задуманная изначально программа Квартета так и не была написана. Шостакович, как и боготворимый им венский классик, не мыслил строительства своего квартетного «здания» без со-творческого участия музыкантов-исполнителей. Исполнительское мастерство участников квартета им.Л. ван Бетховена, которому посвящен Квартет №3, способствовало созданию многих камерных сочинений отечественных композиторов ХХ века и во многом определило степень технического совершенства этой музыки.
Ростки «запредельности» А.Шнитке, обнаруженные еще в юности, принесли невиданные до толе плоды русской музыке ХХ века. Уже в консерватории, пройдя «лабораторию нового музыкального мышления», А.Шнитке стал ортодоксом русского авангарда. Но только в конце 60-х композитор приходит к центральной идее своего творчества, которую облекает в термин «полистилистика». Сочетание совершенно контрастных стилей, которое она подразумевает, характеризует, в числе прочего, Концерт для фортепиано и струнного оркестра, написанный в 1979. Первоначально концерт был задуман автором как цикл особым образом построенных вариаций — «вариации не на тему». Смысл этого парадоксального подзаголовка, не вошедшего в окончательный текст, в том, что варьированию подвергаются отдельные элементы темы, которая в оформленном виде появляется только в конце произведения. Рельеф одной огромной волны с несколькими фазами, генеральной кульминацией в конце и завершающим обрамлением составляет стройную целеустремленную композицию концерта. Доступной и яркой эту музыку делает традиционное для Шнитке использование веками отстоявшихся, легко воспринимаемых мелодических и гармонических формул, которые композитор наполняет экспрессией современных средств выражения.
Комментарии
«Большая Фуга» — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>