DOUBLE CONCERTOS
Ф. Мендельсон | Концерт для скрипки и ф-но с оркестром ре мажор (1823) |
В. А. Моцарт | Концертная симфония для скрипки, альта и камерного оркестра ми бемоль мажор (1779) |
Е. Подгайц | Концерт для двух скрипок и камерного оркестра (1986) |
КЗ ННГУ им. Лобачевского
г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 37.
Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» совместно с солистами Сергеем Островским (скрипка, Швейцария), Ноэми Бялоброда (альт, Франция), Натальей Гринес (фортепьяно, Н.Новгород) представляют новую программу «DOUBLE CONCERTOS» (двойные концерты) в которой исполнят известнейшие сочинения для двух солирующих инструментов и оркестра Феликса Мендельсона-Бартольди и Вольфганга Амадеуса Моцарта. Нижегородской премьерой станет двойной концерт нашего современника Ефрема Подгайца.
Концертная симфония – очень модный в конце восемнадцатого века кроссовер симфонии и концерта в свете лучезарного гения Моцарта достиг совершенного воплощения. Написанная в 1779 году во время европейского турне Симфония concertante для скрипки, альта и оркестра стала концентратом всего разнообразия моцартовских характеров и смелых, новаторских решений. Сопрягаясь с техническими возможностями конкретных исполнителей, а в данном случае Моцарт ориентировался на «генералов» мангеймского оркестра, фактура солирующих (и не только) партий ограничена лишь фантазией композитора. Концертная симфония – это состязание двух равных солистов. Чтобы утвердить альт (в классической субординации — «второй» инструмент) в заглавной роли, Моцарт изменил настройку струн (на полтона вверх), облегчив, с одной стороны технические трудности ми бемоль мажора (основной тональности сочинения), с другой — усилив звучность и насыщенность тембра инструмента. Сумма альтов в оркестре удвоилась еще одной группой, что несомненно сделало более теплыми и томными оттенки tutti. Прекрасный и волнующий диалог солистов завораживает мелизматическими перипетиями и волшебной моцартовской игрой светотени.
В оригинальной партитуре, кроме струнных, присутствуют гобои и валторны. Редакция без духовых существует с начала девятнадцатого века.
Концерт для фортепиано, скрипки и струнных ре минор, также известный как двойной концерт ре минор, написан Феликсом Мендельсоном, которому на тот момент было 14 лет для частного концерта 25 мая 1823 года в доме Мендельсона в Берлине.
Струнный состав оркестра (впоследствии Мендельсон добавил в партитуру духовые и литавры) характерен для ранних партитур композитора. Вполне возможно, довольствуясь подручными средствами Мендельсон страховал их непременное исполнение. К слову, Моцарт так и не услышал свою концертную симфонию, т.к. оркестр, для которого она предназначалась, перестал существовать. Несмотря на некоторое влияние и творческое обаяние старших коллег (Йоганна Гуммеля, Карла Марии фон Вебера), ощутимое в концерте, в его чертах угадывается будущий стиль композитора. Интерес автора к барочной музыке, совершенное (для столь юного возраста) использование классической формы и проявления истинного романтизма явили публике отличный пример раннего романтического концерта.
Концерт для 2-х скрипок и камерного оркестра написан в 1986 году. Премьера Двойного концерта состоялась на фестивале «Московская осень-88».
Эмоциональный строй трёхчастного произведения сложен и разнообразен. Здесь «смешано» внутреннее (речитатив) и внешнее (танец), драматическое и лирическое, трагизм и гротеск.
Двойной концерт обнаруживает конкретные приметы времени. Уже в первой части Концерта появляется намёк на интонацию популярной в СССР песни «Карнавал». В третьей части цитата хита 80-х годов в соединении с оригинальной темой в духе еврейского танца способствует усилению драматического гротеска, которым пронизана музыка этой части. Контраст между печально-лирическим Адажио второй части и «карнавальным» финалом подчёркивает ощущение остроты и неразрешимости драматического конфликта. (Эда Добровецки).
Сергей Островский – скрипка. Лауреат международных конкурсов, солист, камерный музыкант, дирижер, педагог и концертмейстер ведущих европейских оркестров, Сергей Островский совмещает все эти направления в активной творческой деятельности.
Первая скрипка и основатель струнного квартета «Авив» с 1996 г., Сергей завоевал награды на ведущих международных конкурсах — на 3-м Конкурсе камерной музыки в Мельбурне (Австралия) – 1999 г. (Гран При и все специальные призы), Конкурс Струнных квартетов в Бордо (Франция) – 2003г. (1 я премия и приз критики) , «Шуберт и Современность» – Грац (Австрия) – 2003г. (2-я премия и приз Шуберта), Пражская весна, Прага (Чехословакия) – 1998г. (2-я премия) и выступал на известнейших концертных площадках мира, таких как «Карнеги Холл» и «Линкольн Центр» в Нью Йорке, Аудиториум Лувра и Театр Шатле в Париже, Вигмор Холл и Роял Фестивал холл в Лондоне, в концертных зала Вены, Берлина, в Оперном Театре Сиднея, в Концертгебау Амстердам и многих других.
С 2009 года Сергей – профессор высшей школы музыки в Женеве, где совмещает преподавание сольной скрипки с камерными ансамблями.
В 2011 году Сергей создал и возглавил камерный оркестр «Солисты Нёшателя» в Швейцарии, с которым в ближайшем сезоне выступит в том числе и в «Виктория Холл» в Женеве.
С 2007г. по 2012г. – первый концертмейстер Оркестра Романской Швейцарии, С. Островский регулярно приглашается в такие оркестры, как Лондонская Филармония, Опера Валенсии, Фламандская Опера, на программы как приглашённый концертмейстер.
Ноэми Бялоброда – альт. Родилась в Париже в 1988 г. Училась у Нобуко Имаи и Мигуэля Да Силва в Высшей школе Музыки в Женеве и у Жана Сулема в Парижской Консерватории. Ноэми – лауреат многих конкурсов и стипендиатка Фонда Хиршмана (Швейцария) и Фонда Майера (Франция). Как камерный исполнитель, играла с Луи Кларетом, Филиппом Мюллером, Теди Папаврами, Жаном Сулемом, Жан-Пьером Валле, со струнным квартетом Rosamonde во Франции, Германии, Испании, в Китае, Швейцарии, Австрии, Сша и Израиле. Присоединилась в квартету «Авив» в 2014г.
Исполняет много современной музыки, выступает с Ensemble Modern во Франкфурте и с IRCAM в Париже. Два произведения были специально написаны для нее (для альта и электронных инструментов), премьера которых состоялась с IRCAM.
Свой первый диск она записала в серии «юные солисты» Фонда Майера, в который вошли Sequenza Л.Берио, соната Б.А. Циммермана, Notturni Brillanti С. Скиарино, Prologie Г. Грисея и соната оп.25 №1 де П. Хиндемита.
Наталья Гринес – фортепьяно, воспитанница нижегородской фортепианной школы. В 2004г. закончила консерваторию (класс Б. А. Альтерман), а в 2006г.- ассистентуру — стажировку по камерному ансамблю (класс Н.А.Матвеевой).
В дуэте с сестрой Ольгой Гринес она стала лауреатом на Всероссийском конкурсе камерных ансамблей в г. Сызрань (2001г.); обладателем специальной премии им. Т. А. Гайдамович на международном конкурсе им. Танеева в Калуге (2002 и 2008г.).
Принимала участие в фестивале-конференции в Санкт-Петербурге (2001), фестивале семейных фортепианных дуэтов в Самаре (2008г.), фестивале «Иоганн Себастьян Бах» в Нижнем Новгороде (2008г.) в фестивале-конференции в Москве (РАМ им. Гнесиных, 2010),в фестивале камерной музыки “KRIMEA CLASSIC FEST” (2012, 2013 гг.) и др.
В 2007г. Наталья Гринес была удостоена звания лучшего концертмейстера XIIIго международного конкурса им. П.И. Чайковского, в 2010г. – диплома лучшего концертмейстера 5го международного конкурса «Современное искусство и образование» (г. Москва), в 2014г. получила диплом лучшего концертмейстера на Втором Всероссийском музыкальном конкурсе (специальность — скрипка).
В сезоне 2015-16 Наталья Гринес гастролировала со многими выдающимися музыкантами в России и за рубежом (США, Испания, ЮАР), среди которых Алена Баева и Сергей Островский, кларнетист Валентин Урюпин и пианист Евгений Брахман.
В 2016г. и 2017г. Наталья была приглашена на летнюю академию AIMS в Каталонии, где приняла участие в более чем 20 камерных концертах за 14 дней. В 2017 вместе с Евгением Брахманом и Тайваньским симфоническим оркестром солистов выступала на Тайване, включая выступление в одном из лучших залов мира – Национальном концертном зале Тайбэя.
В настоящее время Наталья Гринес – доцент Нижегородской Государственной консерватории им. М.И. Глинки.
Комментарии
DOUBLE CONCERTOS — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>