«Накануне гастролей»
Дж.Айрленд | Дауленд сюита |
Дж.Финци | Прелюдия фа минор, Романс Фа мажор |
Х.Дюран | Дивертисмент |
Д.Шостакович | Концерт для фортепиано с оркестром №1 |
А.Цфасман | Джаз-сюита для фортепиано и струнного оркестра(переложение С.Назарова) |
солист — лауреат международных конкурсов Евгений БРАХМАН (Н.Новгород), солист и дирижер — заслуженный артист РФ Владислав ЛАВРИК (Москва) |
Концертный зал НХК им.Л.К.Сивухина
Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, 4
Накануне гастролей в Москве, где оркестр участвует в Фестивале оркестров мира Ю. Башмета, «Солисты» исполнят программу для нижегородской публики. В самом центре города, во вновь открывшемся после реставрации историческом зале хоровой капеллы прозвучат сочинения Джона Айрленда, Джеральда Финци, Хуана Дюрана и наших знаменитых соотечественников Дмитрия Шостаковича и Александра Цфасмана. Солистом выступит заведующий кафедрой специального фортепиано Нижегородской консерватории, профессор, лауреат международных конкурсов в Милане, Париже, Кливленде, Новом Орлеане, Тбилиси, Вероне и Рио-де-Жанейро, обладатель французской премии «Diapason d’Or» Евгений Брахман.
Соло трубы в первом фортепианном концерте Шостаковича исполнит дирижер программы, заслуженный артист России, лауреат Премии Президента РФ, ассистент дирижера Российского Национального оркестра Владислав Лаврик (Москва).
В первом отделении представлена музыка двух английских, довольно известных у себя на родине, композиторов.
Как это может показаться из названия, Дауленд-Сиюта Джона Айрленда (1932) не имеет никакого отношения к имени знаменитого земляка композитора, лютниста эпохи Возрождения Джона Дауленда. Её название отсылает к географическому ландшафту Сассекса, его живописным холмам и описана Дональдом Маклеодом как «солнечно-буколическая». Кроме того, что она выразительна и проста для восприятия, Сюита создана, согласно своему предназначению конкурсной работы, продемонстрировать выдумку и мастерство в композиции.
Две пьесы Джеральда Финци раскрывая самобытный творческий почерк композитора меж тем, как и сочинения Айрленда, имеют одну корневую основу в традициях английской музыки, заложенных Элгаром и Воан-Уильямсом.
Первоначально задуманная в 1920-х годах как вступительная часть (впоследствии незавершенной) камерной симфонии под названием «Бутон, цветок и ягода», Прелюдия, тем не менее, убедительно выступает как самостоятельное произведение. Музыка обладает неотразимым стремлением вперед, к заключительной кульминации, где коллизии доминирующего минора разрешаются сияющим мажорным хэппи-эндом.
Не менее страстный Романс (1928) соткан широкими мелодическими линиями и философски уравновешен пианиссимо из которого появляется и куда возвращается. Эта поэтичная миниатюра наверняка была визитной карточкой в репертуаре струнного оркестра Ньюбери, созданным Финци и руководимым им до самой смерти.
Дивертисмент современного испанского композитора Хуана Дюрана, автора более ста сочинений различных жанров, а также аранжировок галисийской музыки был написан в 2006 году. Российская премьера состоялась в Нижнем Новгороде в исполнении оркестра «Солисты Нижнего Новгорода».
Эта композиция служит своеобразным музыкальным антрактом (от франц. divertissement, букв. — увеселение, развлечение) между «английской» и «русской» частями программы, но, будучи «продуктом» иной географии и другой исторической эпохи, Дивертисмент не вносит стилистический раздор в плейлист концерта и коммуникативно оправдан устремлениями самого композитора: «…Публика не анализирует, публика наслаждается и развлекается».
Во втором отделении прозвучат сочинения двух русских авторов, создавших историю советской музыки. Оба были пианистами-профессионалами и часто — первыми солистами своих фортепианных партитур.
Концерт для фортепиано с оркестром (струнные и солирующая труба) № 1 написан Дмитрием Шостаковичем летом 1933 года. Эту «героическую, бодрую и исключительно жизнерадостную советскую эпоху» он «передал» в до-минорном ключе (основная тональность концерта). Музыку концерта (изначально задуманного как концерт для трубы) можно было бы назвать сборником цитат, если бы не «нерушимая целостность произведения». Они, собственно, мастерски завуалированные, и выдают остроумную авторскую пародию на декларированный (им же) концепт.
И, наконец, в юбилейный год 100-летия советского джаза нельзя было обойтись без имени Александра Цфасмана. 1945-й, год великой победы стал знаковым и для советской джазовой культуры: впервые в СССР в Большом Зале Московской Консерватории прозвучала Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина, солистом выступал к тому времени уже именитый советский джазмен Александр Цфасман. В этом же году он написал Сюиту для фортепьяно с оркестром, которая по сегодняшний день пользуется бешенным успехом у публики. Пианистическое обаяние и неповторимый стиль виртуоза-Цфасмана вызывало искреннее восхищение корифеев отечественной фортепианной школы: А.Гольденвейзера, Д.Шостаковича. Г.Нейгауза. Любая фортепьянная пьеса композитора, тем более в оркестровой аранжировке, мгновенно становилась хитом. Сюита собрала в себе 4 миниатюры: «Снежинки», «Лирический вальс», «Полька», «Быстрое движение», каждая из которых маленький шедевр, настоящий evergreen, известный публике отдельно, как «Шутка» Баха. Поклонники джаза, объясняют свою любовь просто: джаз – это музыка счастья!
Комментарии
«Накануне гастролей» — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>