Нарушение канонов
Йоганн Себастьян Бах(1685-1750) | Бранденбургский концерт № 6 |
Стивен Райх(р.1936) | «Viola Phase» |
Генри Пёрселл(1659-1685) | Фантазия на Граунд в 3-х частях |
Роберт Дэвидсон (р.1965) | «Spiral» |
Антон Пейсахов | «Fleeting Shadows» |
Антонио Вивальди(1678-1741) | Концерт для струнных RV 156 |
Энтони Корничелло(р.1964) | «Loops Drones and Riffs» |
Георг Филипп Телеман(1681-1767) | Концерт для альта с оркестром |
солист — лауреат международных конкурсов Сергей Полтавский (Москва) |
|
Нижегородский Кремль, корпус 6., Арсенал
«Там, где правила игры не позволяют выиграть,
английские джентльмены меняют правила».
Гарольд Джозеф Ласки
В музыкальной программе, представленной известным московским музыкантом Сергеем Полтавским и Камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода» вы услышите, как музыкальный канон XVII века преобразуется в музыке века XX-го.
В программе представлены ключевые музыкальные фигуры барокко и современности.
Солист и руководитель программы Сергей Полтавский прекрасно владеет не только альтом, но и электроникой, без которой не мыслимо современное звучание.
Канон (греч. κανών — прут, линейка, правило. мерило, образец) — музыкальная многоголосная форма, основанная на технике последовательно проводимой имитации, при которой мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в другом голосе…
Фантазия на Граунд (англ. ground – земля, почва, основание), или, проще, фантазия на постоянную мелодию баса Г.Пёрселла, конечно, отлична от строгого канона, но в основе её всё тот же принцип имитации основного голоса и повторения. Генри Пёрселл – английская ветвь барокко, цветущая по сей день различными отголосками – саундтреки к фильмам, каверы, синглы и переложения в исполнении самых известных музыкантов, включая прог-рок и блэк-металл исполнителей. Спасибо англичанам за преемственность традиций (в отличии от Баха и Вивальди, Пёрселл и его музыка не были забыты на столетия) но, после Пёрселла строгий канон, равно как и Граунд, достигшие совершенства в его интерпретации, остались неприкасаемыми, законсервируемыми музыкальными формами вплоть до середины века XX, когда естественные эволюционные процессы стали обуславливаться техногенными факторами.
Ренессанс музыкальной формы, олицетворяющей фундаментальные принципы постоянства и изменчивости, появился в начале 60-х как симбиоз музыкального инструмента и электроники, способной контролировать и изменять частоту и амплитуду звука с точностью, не доступной живому исполнителю. Появилась возможность написать канон, в котором имитирующий голос вступает «не в лад, невпопад совершенно», т.е. каждое следующее голосовое проведение (фаза) сдвигается относительно метро-ритма основного голоса, рождая другую метро-ритмическую и гармоническую реальность музыки.
Патриархом такого «сдвига по фазе» и, в определенном смысле, законодателем одного из направлений минималистической и электронной музыки стал американский композитор Стив Райх.
Роберт Дэвидсон, современный австралийский автор подхватывает идею репетитивности и раскручивает эту спираль множеством вариативных наслоений.
Следующая фаза «сотворчества» исполнителя и звуковой дорожки нацелена на эволюцию «искусственного голоса», его «освобождения» от навязанного алгоритма, как в сочинении американского композитора Энтони Корничелло (в свободном переводе) «Шлейфы и рифы».
И наконец, «дуплекс» музыки и электроники стремится визуализироваться, чтобы максимально интегрировать в современное коммуникационное пространство. Этот проект не смог бы претендовать на мультимедийность без «мерцающих теней» Антона Пейсахова и сверхмощного проводника альтернативной музыки, солиста и руководителя проекта Сергея Полтавского.
Фигура исполнителя как солиста и соавтора музыки впервые обозначилась в эпоху барокко. В этой связи изобретались и выдвигались новые инструменты, музыкальные формы и жанры.
Наиболее удачным и перспективным экспериментом барокко стали инструментальные концерты. Несмотря на то, что они исторически соседствуют с вирджинальными граундами, правила для них еще не писаны и подчас соразмерны свободному поиску самовыражения, как в случае с шестым бранденбургским концертом, где сомнительны даже собственно концертные принципы. В нем почти отсутствуют противопоставления солистов и оркестра, кроме того, в составе последнего нет скрипок (!), т.е. первые партии отданы на откуп альтам, а численное превосходство басовых инструментов ассоциируется с этаким закрытым джентельменским клубом.
Говоря о барочных концертах невозможно пройти мимо Вивальди – гуру концертного жанра, написавшего около 500 опусов всевозможных его разновидностей. «Солисты» исполнят концерт для солистов, т.е. для всех голосов партитуры за номером RV 156.
Заметно отличное (от канонического) даже невооруженному уху исполнение Концерта для альта Г.Ф.Телемана, возможно, станет сюрпризом для слушателей и мостом между вечным и актуальным.
Репост материалов возможен только со ссылкой на www.solistynn.ru
Комментарии
Нарушение канонов — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>