Немецкие романтики
19,20.04.2012
Кристоф Майер, известный нижегородским меломанам как потрясающий артист, скрипач, дирижер, художественный руководитель Международного музыкального фестиваля «BAROQUE & CLASSIC Нижний Новгород» вновь навестит сцены Нижнего с новой, необычной для своего «барочного» амплуа программой «Немецкие романтики». Оркестровые переложения камерной музыки Вагнера, Брамса и Шумана – столпов немецкого романтизма — прозвучат в интерьере Большого зала Музея-Усадьбы Рукавишникова (В.-Волжская наб., 7) в исполнении Камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода»
Германия одна из первых стран, где искусство противопоставило яркую эмоциональность и открытый интерес к личному, индивидуальному отвлеченно-рационалистическим идеалам классицизма. А стремление возродить религиозно-нравственные устои можно считать специфической чертой именно немецкого романтизма…
Пётр Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории музыки. Проникая в самые глубины человеческого сердца, его музыка способствует духовным устремлениям. Свои три квартета (соч. 41) , первый из которых будет исполнен в программе, Роберт Шуман (1810-1856) посвятил Ф.Мендельсону, которого почитал и всегда смотрел «как на высокий горный пик». Хотя, как таковое прямое влияние в них вряд ли прослеживается. Первая часть начинается с медленного вступления, что подчеркивает её сходство с литургической молитвой. Адажио, в свою очередь, напоминает начало медленной части 9 симфонии Л. ван Бетховена. Как, собственно, и мотивное ядро последней части аналогично скорее поздним квартетам Бетховена, чем квартетам Мендельсона. Но, прежде всего, Шуман развивает свой собственный стиль — и его ля-минорный Квартет можно вполне назвать «поэтической музыкой». Шуман видел в поэзии «идеализированный мир» и говорил, что композитор должен быть также и поэт. Для Шумана «романтический» и «поэтический» были синонимами и эти сочинения наряду с прочими, созданными в 1842г. полностью проясняют его эстетическую позицию.
По масштабу творческой личности Йоганнеса Брамса (1833-1897) часто сравнивают с двумя другими великими фигурами – Бахом и Бетховеном, т.к. искусство каждого из них знаменует кульминацию целой эпохи в истории музыки. Уже ранние сонаты Брамса пронизаны такой музыкальной логикой, какая не встречалась со времен Бетховена, а с годами его владение формой становилось все более поразительным. Не зря первую симфонию Брамса порой называют «десятой симфонией Бетховена». Конечно же «последний романтик» известен миру прежде всего как автор симфонических произведений. Но Брамс преуспел и в других жанрах, не сочиняя разве что оперы. В общей сложности им написано более 80 опусов, из которых большое количество произведений для фортепиано.
Квинтет фа мажор (соч. 88) был написан в 1882 году в курортном городе Бад-Ишль, Верхняя Австрия, и опубликован фирмой Fritz Simrock. Впервые был исполнен на вечере камерной музыки в Франкфурте-на-Майне 29 декабря 1882 года. Это альтовый Квинтет, т.е. к составу квартета добавлен альт. Несмотря на то, что Квинтет был менее популярным среди его камерных произведений, Брамс описал его Кларе Шуман, как «одно из моих лучших сочинений», а в комментарии своему издателю: «никогда прежде не было такой прекрасной работы от меня».
Рихард Вагнер (1813-1883) известен миру как крупнейший реформатор оперы. Его эстетические принципы оказали значительное влияние на художников и мыслителей XIX -ХХ вв. Для воплощения его грандиозных драматургических замыслов потребовалось построить специальный театр. С детства он восхищался оперой, не пропускал ни одного спектакля своего кумира Карла Вебера, чей «Вольный стрелок» стал в 1820-е гг. лидером не только немецкого, но и европейского проката.
Траурная симфония («У гроба Вебера») написана в 1844 году для церемонии перезахоронения праха Вебера, её музыка основана на темах оперы Эврианта. В оригинале Вагнер написал её для духовых, на концерте она прозвучит в версии для струнных Кристофа Майера.
Начало концерта в 18:00
Цена билетов: 250, 400, 600, 800 руб.
Заказ билетов по тел.: 8 910 8896 910
Комментарии
Немецкие романтики — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>