От Неглинной до Невы. Музыка столиц
Е. Подгайц | Рондо для клавира и камерного оркестра (первое исполнение в НН) |
«Lacrimosa» для камерного оркестра(первое исполнение в НН) | |
Концерт «Gras ignotum» для скрипки, струнных, фортепиано и ударных (первое исполнение в НН) | |
М. Глинка | Большой секстет для струнных и фортепиано |
П. И. Чайковский | «Ни слова, о друг мой…» инструментовка С. Г. Шакаряна |
Н. Римский–Корсаков | «О чём в тиши ночи…» инструментовка С. Г. Шакаряна |
С. Рахманинов | «Сирень» |
«Здесь хорошо…» | |
«Весенние воды» | |
«Не пой, красавица…» инструментовка С. Г. Шакаряна | |
М.И.Глинка | «В крови горит огонь желанья…» инструментовка С. Г. Шакаряна |
Дирижёр – Павел ГЕРШТЕЙН (г.Кострома) Солисты: Заслуженная артистка России София ПРОПИЩАН (скрипка) Лауреат Всероссийского конкурса Руслан РАЗГУЛЯЕВ (фортепиано) Солистка Академического театра оперы и балета им.А.С.Пушкина Ульяна СТАРКОВА (сопрано) |
Большой концертный зал нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (ул.Пискунова, 40)
Камерный оркестр приглашает Вас на концерт, который имеет ряд преимуществ в большом репертуарном списке музыкального Нижнего.
Во-первых, это премьера! Первое исполнение в Н.Новгороде нескольких сочинений современного и востребованного композитора московской композиторской школы Ефрема Иосифовича Подгайца (1949). А также первое в Нижнем исполнение известных русских романсов в аранжировке армянского композитора Степана Григорьевича Шакаряна (1935).
Во-вторых, в программе вечера сольный ассортимент – скрипка, фортепиано, голос и ударные.
Саму программу можно условно разбить на географические и исторические половины: музыка Москвы и Петербурга (что, собственно, следует из названия), или музыка «пушкинской поры» и современности.
Русский романс в том виде, в котором каждому сегодня знаком, сформировался аккурат в расцвет пушкинской поэзии, сменившей высокопарный «державинский» стиль. Поэтическая лирика стала сердцевиной специфического музыкального жанра с очень непростой, но длинной историей. Какое-то время романс, воспринимался как нечто архаичное, мещанское, слезливое, искусственное. Однако само то, что романс, как классический, так и бытовой, дошёл до наших дней, доказывает силу его воздействия на совершенно разные поколения.
Романс практически не поддаётся «модернизации». То, что сделал современный шоу-бизнес с эстрадной песней сделать с романсом невозможно. Малейшая попытка заменить истинное искусство ярким антуражем переводит новодел в совершенно другой жанр. Романс не мыслим без хорошей поэзии, выразительной мелодии и безукоризненного исполнения.
В данной программе музыка, написанная Глинкой, Чайковским, Римским-Корсаковым и Рахманиновым для голоса и фортепиано прозвучит в инструментовке самобытного современного композитора, профессора Ереванской консерватории С. Г. Шакаряна. Это еще один «мост» вчера-сегодня с ностальгической долей «чудных мгновений» прошлого.
«Культура в массы ушла и не вернулась», — иронично констатирует Степан Григорьевич. Всем своим уникальным дарованием он самозабвенно противостоит «культурно подкованной» толпе. «Солисты Нижнего Новгорода» с оптимизмом и силой убеждения отстаивают его «баррикады», «вызволяя на свет» музыкальные партитуры маэстро. Его аранжировки — это точность, деликатность, вкус и мастерство.
Ефрема Подгайца, автора более 200 произведений различных жанров коллеги-композиторы величают «классиком нашего времени». Названия заявленных в программе сочинений намекают на крепкие «генетические» связи с традиционным «пониманием» этой музыки. Рондо для клавира и камерного оркестра своей экспрессией и остинатным ритмом больше напоминает токкату. Оркестр здесь не только «второй голос», но и некое alter ego солиста-рояля. Этот ракурс добавляет остроты общей драматургии пьесы.
«Lacrimosa» (в каноническом прочтении Lacrimosa dies illa… «Слезным будет этот день») для камерного оркестра станет мировой премьерой(!). Сочинение посвящено памяти Елены Растворовой, хормейстеру «Московского Нового Хора» (о создании которого хлопотал сам Георгий Свиридов). В определенном смысле оно задумано и звучит как хор, струнноголосый и просветлённый.
Очень личные переживания композитора стали сценарием Концерта для скрипки, струнных, фортепиано и ударных. «Gras ignotum» можно перевести как «Неизвестное завтра». Для кого-то это словосочетание ассоциируется с полным бессилием, для кого-то, напротив, означает неисчерпанные возможности. Но, может быть, именно Ваш субъективный взгляд откроет истинный смысл этой музыки?
Выбор за Вами!
Комментарии
От Неглинной до Невы. Музыка столиц — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>