Открытие концертного сезона 2017-2018
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) | Симфония №3 «Героическая» Ми бемоль мажор, ор.55 |
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) | Скрипичный концерт ми минор, соч.64 |
дирижёр — Максим Емельянычев солист — Айлен Притчин |
Приобрести билеты можно также:
МУЗЕЙ «УСАДЬБА РУКАВИШНИКОВЫХ»
г. Нижний Новгород, Верхневолжская наб., 7
Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» открывает новый концертный сезон в Нижнем грандиозной симфонической программой.
Два культовых сочинения – «Героическая» симфония Бетховена, которая изменила ход мировой истории музыки и Скрипичный концерт (ми минорный) Мендельсона – «жемчужина сердца» и репертуара скрипачей любого ранга – будут исполнены в интерпретации дирижера Максима Емельянычева и солиста Айлена Притчина, лауреатов престижнейших международных конкурсов и премий.
Это исполнение – интрига и ожидаемая сенсация не только для поклонников Бетховена, скрипки и Максима Емельянычева, которых в Нижнем без преувеличения «армия Наполеона», но и для французской звукозаписывающей компании Aparté, команда которой специально прилетит в Нижний, чтобы записать симфонический шедевр Бетховена для будущего диска.
Третья симфония Бетховена, изначально посвященная Бонапарту, воодушевлённая идеалом французской революции, открыла некие шлюзы и привела в действие новые музыкальные законы, раскрепостившие гений Бетховена и умостившие пути будущему романтизму. Композитор сочинял её на протяжении трёх лет. Можно сказать, что работа над ней спасла Бетховена от самоубийства: в 1802 году он узнает, что обречен на полную глухоту.
Премьера состоялась летом 1804 г. и… публика и Бетховен остались недовольны друг другом, первая – потому что новая симфония оказалась запредельно длинна и трудна для восприятия, второй – потому что великий замысел и мастерство воплощения не были оценены по достоинству. Однако, как сказал Р.Роллан, империя Бетховена длилась значительно дольше, чем империя Наполеона, и это обстоятельство оправдывает и премьерный провал, и затяжное сражение за победный финал.
До «Героической» в симфоническом цикле не было ни размашистых разработок, ни траурных маршей, ни шуток (scherzo), ни оглушительных апофеозов, вообще никаких крайностей – всё сдержано-аристократично, как подобает светскому жанру. А тут – поражающее воображение сонатное Allegro и, длящаяся целую вечность разработка – настоящая битва с натиском, смятением, заходами с флангов и упоением победой. Решающее сражение первой части — a la guerre comme a la guerre — оборачивается смертью героя.
Следуя правилам, Бетховен должен был перелистнуть страницу или по крайней мере прибегнуть к куртуазной метафоре, но он воссоздает натуралистичную картину похорон прямо посредине симфонического цикла, там, где обычно почивало лирическое анданте!
Героизм, как позднее поведал Ницше, – добрая воля к победе смерти, но и её одолел Бетховен. Идя непроторенной тропой, он уподобился Прометею и добыл живительный огонь – огонь Скерцо, правда, ему пришлось утопить в Лете галантный менуэт третьей части. Новшество вскоре стало традицией, а магическая власть Скерцо – квинтэссенцией творческих изысканий романтиков.
Финал симфонического цикла предусматривает некое философское обобщение и соответствие масштабу заложенных идей. Он должен надежно цементировать архитектонику отдельных глав. Если финал неудачен, то предыдущее не имеет значения, и Бетховен потратил не один год на поиски достойного решения. В конечном счете, он взял за основу написанную девятью годами ранее тему контрданса и сочинил вариации. Танцевальные темы часто служили Бетховену в выражении ликования, а вариации, которые он предпочел традиционному Рондо, в своей перманентной трансформации должны были довести его до точки кипения. Полифонические приёмы финала связывают все тематические линии симфонии в одну магистраль, приводящую к абсолютной и несокрушимой победе.
В масштабе героической эпопеи Бетховена, скрипичный концерт Мендельсона выглядит детской игрушкой. В нем нет баталий, конфликтов и даже полемик. В целом он достаточно миролюбив и благодушен. Его сильной стороной является сольное начало, настолько индивидуалистичное, что оркестру не понадобилась своя (вторая) экспозиция. На протяжении всего концерта – жанра эстрадно-симфонического, оркестр дипломатично уступает возбужденному «оратору». Даже разработка оказалась всего лишь предыктом виртуозной скрипичной каденции. Вторая часть – лирическое интермеццо, задушевная «пауза», предваряющая легкий и головокружительный финал-бал с характерным для Мендельсона тематизмом сказочного и сверкающего праздника.
Репост материалов возможен только с ссылкой на www.solistynn.ru
Ура! Наконец-то можно купить билеты через сайт.