Открытие сезона в Дзержинске!
Карл Филипп Стамиц (1745-1801) |
Концерт для кларнета и скрипки с оркестром Си бемоль мажор |
Тору Такемицу (1930-1996) |
«Вальс» |
Сергей Иванович Танеев (1856-1915) |
Канцона для кларнета и струнных (1883) |
Вольфганг Амадеус Моцарт (1756-1791) |
Дивертисмент для струнных фа мажор KV 138 |
Адольф Шрайнер (1847-1921) |
«Все меньше и меньше» юмористическая фантазия для кларнета и струнных |
солисты — Александр САМАРИН (Н.Новгрород) концертмейстер оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» Дмитрий СТОЯНОВ |
Концертный зал им.А.Н.Скрябина, Дзержинск, ул.Кирова, 15
Заказать билеты можно по тел: 8 910 8896 910
Программа открытия прозвучит в любимом зале Дзержинска.
Особенностью программы концерта, исполненной очень разных по стилю и характеру сочинений, являются сольные пьесы для одного и двух кларнетов. Без «ясного» тембра этого инструмента трудно представить себе и симфоническую классику, и джазовые стандарты, и даже народные еврейские мелодии.
Стилистическими полюсами кларнетовой части программы можно обозначить опус Карла Филиппа Стамица — представителя звездной династии богемских музыкантов, написавшего больше 10 концертов для кларнета с оркестром (образцово-показательным в контексте эпохи), и юмористическую фантазию Адольфа Шрайнера Immer Kleiner (Всё меньше и меньше), в которой сольный инструмент «тает» прямо на глазах, постепенно теряя раструб, потом оба колена, пока в конце от него останется только мундштук.
Двойной концерт Стамица (1777) написан для кларнета и скрипки в тональности, наиболее удобной для кларнета, лишенного вспомогательных клапанов и прочих премудростей нашего века, поэтому сочинение нередко исполняют два кларнетиста.
Практически ровесниками этого сочинения является дивертисмент KV 138 Моцарта, в числе двух других созданный в 1772 в Зальцбурге по приезде из Италии, еще не утратившей свои законодательные позиции в мире музыкального искусства. Не умаляя авторитета мангеймцев и итальянцев, эти развлекательные пьесы (от фр. divertissement — «увеселение»), по сути итальянские симфонии пятнадцатилетнего композитора написаны индивидуальным почерком и поражают мастерством и смелостью решений. Практически невозможно противостоять обаянию этой музыки.
Загадочная фигура Адольфа Шрайнера не подлежит разоблачению интернет-сыщиками, упоминаясь в поисковиках лишь в контексте представленной пьесы. В отсутствии библиографических фактов некоторое несоответствие эпохи и жанра, даже в свободных рамках «фантазии» напоминающего скорее пародию, смахивает на мистификацию. Виртуозность солиста также предполагает самоиронию, а «жертвенный» инструмент и сценарий пьесы рождает аллюзию на трюки Паганини, лихо гарцующего на одной струне.
Прекрасная «не от мира сего» Канцона (с итал. — Песня) Сергея Ивановича Танеева без слов говорит на совершенном языке, оставляя в душе глубокий след. Сумеречная тональность пьесы несколько смягчает карнавальный купаж программы-открытия, но тем самым только улучшает её вкус.
Комментарии
Открытие сезона в Дзержинске! — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>