Сила музыки
газета «ГОРОД И ГОРОЖАНЕ» № 42 (1177) 04.11.2007
«Если Гендель захочет, он ударит как гром среди ясного неба». В.-А. Моцарт
Муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» вновь порадовал нижегородцев и гостей города своим совместным выступлением с немецким дирижером Кристофом Майером. Концерт, который проходил в рамках V российско-германского музыкального проекта «Историческая исполнительная практика» состоялся 18 октября в концертном зале Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. В этот раз музыканты исполняли мировую премьеру «Ученик Генделя, или Власть музыки» — театрализованное оперное пастиччо в трех частях.
КОГДА ВЛЮБЛЕННЫЕ…
Пастиччо («раstiссо») в переводе с итальянского означает «паштет», «мешанина». Пастиччо стало употребляться и получило широкое распространение в Европе во времена барокко. Это самостоятельное произведение рождается из составных частей различных опер. Сам Г.-Ф. Гендель предпочитал работать с максимальной экономичностью. Он брал собственные темы и ис пользовал их в других произведениях, копируя сам себя. Таким образом, Г.-Ф. Гендель создал четыре пастиччо. Кристофу Майеру для написания вышеупомянутого либретто пришлось переработать 6олее 30 опер Георга Фридриха Генделя (1685 — 1759 гг.).
В театрализованной части пастиччо «Ученик Генделя, или Власть музыки» были задействованы: Наталья Кириллова (сопрано), лауреат Международного конкурса в Афинах в роли Белланте, Счиполо играла Людмила Рубинская (меццо сопрано), лауреат Всероссийского конкурса «Веllа vосе» и Международного конкурса в Неаполе, Сергей Силаевский (тенор) исполнил роли Короля и Посланника, Арман Сидоркин (бас) — Генделя и Полифема. Партию клавесина исполнял Андрей Коломийцев, лауреат Международных органных конкурсов в Голландии и Италии. За духовыми инструментами были заняты солисты Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии.
Ни для кого не секрет, что музыка может заставить человека переживать целую череду раз нообразных эмоций. Пастиччо открылось красивой обстановкой кабинета Генделя, где его племянница Белланте игриво общается с учеником знаменитого музыканта Счиполо. Даже если закрыть глаза, становится понятно, когда влюбленные друзья шутят и дразнят друг друга, когда они смущаются в момент прихода Генделя, как смущение молодых людей сменяется уверенностью в невиновности своего поведения.
В последующем повествовании также безошибочно угадываются положительные эмоции, которые принес в дом Генделя посланник короля, явившийся к хозяину со срочным заказом на новую оперу, и грустное настроение, с которым входит в кабинет дяди Белланте, огорченная отказом оперного театра в очередном ангажементе. Следующий момент заставляет слушателя вздрогнуть — Белланте по просьбе Генделя исполняет арию ярости. Впадая в пучину переживаемых ею эмоций, Белланте в гневе отталкивает Счиполо, желающего успокоить разъярившуюся девушку.
НАКАЛ И ХЭППИ-ЭНД
Накал музыкальных страстей ярко выражается во второй части пастиччо, которое имеет место на оперной сцене во время репетиции новой оперы Генделя. Белланте выступает здесь в роли похищенной чудовищем принцессы, которую освобождает король. Как следствие, Белланте, покоренная музыкой, влюбляется в тенора, исполнителя роли короля. Счиполо в порыве ревности срывает подаренный им медальон с шеи любимой девушки, вынуждая Генделя прекратить репетицию.
Третья часть пастиччо снова перемещается в кабинет Генделя. Именно здесь слушатель в полной мере постигает силу музыки. На примере Белланте за короткий промежуток времени композитор прекрасно продемонстрировал, как чувства, рожденные мелодией, сменяют друг друга. Любовь, ярость, ненависть, ревность — с каждым новым звуком вспыхивает новое чувство или обостряется прежнее.
Всепримиряющий хэппиэнд оставляет слушателя-зрителя в благодушном расположении духа. Гости консерватории получили удовлетворение сразу от нескольких жанров искусства. Здесь присутствовал даже театр с удивительной актерской игрой, тонко подобранными костюмами, неподражаемой мимикой действующих лиц. Опера, увлекательное исполнение, люди с «громкими» именами на сцене — все это тоже создавало своего рода определенное пастиччо.
Гости довольны, еще не стихли аплодисменты, а музыкантов камерного оркестра уже ждут новые проекты, новые выступления. Коллектив постоянно совершенствуется и не перестает радовать любителей классической музыки обновляющимся репертуаром и интересными сюрпризами.
Наталья СИВАКИНА
Комментарии
Сила музыки — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>