Танцуют все
На закате русской зимы Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» предлагает Вашему вниманию музыкальный эскиз предстоящего лета. В сочинениях ярких и самобытных композиторов 19-20 вв., некоторые из которых станут неожиданным открытием для нижегородской публики, Вы сможете окунуться в волны танца, понежиться в светотени экзотических гармоний и насладиться чарующей красотой мелодий и ритмов Средиземноморья и Центральной Америки.
Имя Андре Гаоса (1874-1959) появилось на первой странице галисийской газеты «Фаро де Виго» в 1885 году, когда ему было только 11 лет. Через год Пабло Сарасате, с которым впоследствии его часто сравнивали, предложил юному дарованию поездку в Париж… Большинство ценило в нем исполнительский талант скрипача, не замечая его композиторского дарования. В XXI век Гаос вошел практически неизвестным композитором. «Музыкальный словарь Гроува» – очень престижный музыкальный справочник, изданный в Англии и доступный в интернете, не включил его в последнее издание 2003 г. Ноктюрн для струнных (Impresion Nocturna) был написан по случаю Международной выставки в Париже в 1937 г. и исполнен «Оркестром Ламурэ» под управлением автора. Это одна из его наиболее часто исполняемых и широко встречающихся в записях композиций. (первое исполнение в Н.Новгороде)
Наследие бельгийского композитора Гийома Лекё (1870-1894), всего лишь на день пережившего своё двадцатичетырехлетие, насчитывает около 50 сочинений, среди которых Адажио для струнных (1891) – музыка, которая по сути могла бы соперничать с синглом Селин Дион из «Титаника» Дж. Кэмерона. Его экстатическая природа сродни состоянию оглушительного восторга – дрейфующего полёта над бескрайним океаном.
Вильям Грант-Стил (1895-1978) – американский композитор, прозванный «деканом» афроамериканских композиторов, стал легендой еще при жизни. Он первый афроамериканец, дирижировавший ведущим американским симфоническим оркестром свою симфонию, и первый, чья опера транслировалась по национальному телевидению в исполнении главной оперной труппы. «Африканская» тематика пронизывает всё его творчество в различных жанрах. Фольклор Центральной Америки, завезенный с первыми рабами с африканского континента и адаптированный в культуре испанских конкистадоров и индейских аборигенов, собран в Сюите на темы панамских танцев (Dances de Panama). Здесь можно услышать и африканские барабаны Тамборито, и стук испанских каблуков Запатео, и ансамбль (гитары и рабель) Мейораны, и чувственные па Камбии. (первое исполнение в Н.Новгороде)
«Моцарт нашего времени», «чудо, случившееся в этой стране (Греции)», «вулканический талант» – говорили о композиторе Николаосе Скалкотасе (1904-1949), до конца своих дней зарабатывавшем себе на жизнь игрой на скрипке в оркестрах Афин. Как композитор он был сосредоточенно предан собственным взглядам, несмотря на неблагожелательную критику атональных приемов письма и технических особенностей, и сочинял музыку до конца своих дней. Поражает интенсивность и прямота, с которой он использовал гармонию, контрапункт, ритм, артикуляцию, чтобы добиться максимальной выразительности. Фольклорные элементы в атональных композициях присущи его знаменитым «Греческим танцам». Изданные для струнных инструментов уже после его смерти, они завоевали всемирную известность. Названия танцев отражают как регионы Греции, так и их музыку, например: Ниссиотикос (Остров танца), или тип народных танцев – Тсамикос, Мазохтос. (первое исполнение в Н.Новгороде)
Вкус соленого моря и летопись «сказочной» земли Аль-Андалус, исчезнувшей с географических карт больше пяти столетий назад, слышится в музыке концерта испанского композитора Антона Гарсиа Абриля (1933 -). «Мудехар» – так называли представителей мусульманского населения, которое оставалось на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной испанскими государствами у арабов. Сегодня это же название носит стиль в искусстве Испании XII-XVI вв. – наследник былых времен, времен славы мусульманского халифата в Европе. Медленная часть концерта – это и есть тоска по минувшему, сравнимая, разве что, с возвышенной поэзией Востока. «Прирученный» (араб. mudaggan) заложник мира других ценностей, другой культуры, отрезанный от собственных «корней» – главный герой этого повествования. И всё-таки это очень испанская музыка, со всеми «читаемыми» атрибутами, включая соло-гитару. Солистом выступит нижегородский музыкант, лауреат Международных конкурсов Александр СИДОРОВ (первое исполнение в Н.Новгороде)
И, наконец, танцевальный вечер был бы не полон без «Румынских танцев» Белы Бартока (1881-1945) – самого «репертуарного» сочинения современных оркестров.
Дирижирует Игорь ЖУКОВ.
Приходите к нам, Вместе теплее!
Концерты состоятся 20 февраля в 18:30 в КЗ Консерватории (ул.Пискунова,40) И 21 февраля в 18:30 в КЗ им.А.Н.Скрябина (Дзержинск, ул.Кирова,15) Цена билетов: 150-300 рублей.
Комментарии
Танцуют все — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>