Времена года
Антонио Вивальди (1868-1841) |
Четыре концерта для скрипки и струнных из цикла «Времена года» |
Астор Пьяццолла (1921-1992) |
Четыре танго из цикла «Времена года» |
солист — Дмитрий СТОЯНОВ дирижер — Даниил ГРИШИН , специальный гость — Дмитрий ИЛЛАРИОНОВ (лютня) |
Музей Усадьба Рукавишниковых, В.-Волжская наб., 7
«Времена года» — одна из самых популярных тем в искусстве. Её многозначность, её универсальность и масштабность всегда привлекали художников, поэтов, музыкантов. Довольно часто времена года трактовались как аллегория человеческой жизни, её этапов и аспектов. Так, начало всегда ассоциировалось с весной, и этому контексту соответствует порядок знаменитых концертов Антонио Вивальди, хотя его действительная причина – венецианский календарь, который вплоть до падения республики в 1797 начинался первым месяцем весны. Интересно, что у Вивальди «Зима» в первой редакции концертов была помечена как L’Inferno – Ад. Эта парадоксальная метафора, противоречащая бытующим представлениям об аде как очень жарком месте, спустя два с половиной века подхвачена в строчках другого гения с «открытой венецианской пропиской», Йосифа Бродского: «Времена года суть метафоры для наличных континентов… Ад – это Арктика» («Набережная неисцелимых»). Если продолжить сравнение, то Южная Америка — это знойное лето, т.е. рай, а Буэнос-Айрес – его эпицентр, родина самого жаркого танца, который, также как концерт для Вивальди, стал основной формой выражения для аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. Его «Времена года» — это четыре танго, отражающие, скорее, смены душевного состояния, нежели состояния природы, которая, как известно, в столице танго от сезона к сезону сравнительно одинакова. Времена года Вивальди и Пьяццоллы не единственные в истории музыки тематические близнецы, самые известные доныне – оратория Й.Гайдна, фортепианный цикл П.И.Чайковского и балет А.Глазунова. «Времена года» Вивальди – один из первых образцов программной музыки, иначе говоря, музыки, в основу которой положен сюжет. Концерты цикла воспроизводят картины природы, описанные прежде в сонетах, поэтические сцены предвосхищают музыку, подчеркивая её изобразительные свойства, более того, Вивальди не двусмысленно требует звукоподражательности от самих исполнителей – его концерты испещрены авторскими ремарками вроде «в небе завывание и грохот» или «нежно веет Зефир». По ту сторону экватора скрипка – невероятная экзотика, и даже в XX веке, даже такому мастеру как Пьяццолла пришлось ломать свои слуховые привычки, чтобы овладеть мастерством классической композиции и инструментовки. Всю жизнь он сочинял для своего любимого бандонеона и, также как Вивальди был виртуозным скрипачом, был гениальным бандонеонистом. Свои «Времена года», написанные для классического состава струнного квартета (оркестровая версия была написана им позже) в авторском исполнении превращались в квинтет с бандонеоном. «Времена года» Пьяццоллы не предполагают солиста, но в партитуре сочинения у всех музыкантов квартета (или концертмейстеров групп оркестра) есть развернутые сольные эпизоды. «Времена года» Пьяццоллы очень экзистенциальное сочинение; вместо грозовых раскатов и порывов ветра оно исполнено движением души, потаённой грусти, страсти и нежности.
Комментарии
Времена года — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>