Wunder MozArt
24, 25.10.2012
Хотим мы того или нет, вокруг Моцарта, с тех пор как его музыка прозвучала впервые, вращается наша музыкальная вселенная. «Я готов состязаться с кем угодно…» — этот вызов, брошенный современникам, не утратил своей актуальности и сегодня, спустя столетия. Цитата заимствована из его письма отцу 1777г. и отсылает к Итальянскому периоду его творчества 1770 -1774гг.
Именно тогда были написаны его первая минорная симфония №25 (соль минор К 183) и симфония № 29 (ля мажор К 201) – совершенные представители жанра своего времени, знаменующие новый этап симфонизма самого Моцарта. По смыслу они уже мало напоминают наследников итальянской оперной увертюры. Одна только минорная тональность двадцать пятой, родившейся лишь несколькими неделями раньше двадцать девятой, не соответствует контексту «увеселительной музыки». Кроме того стилистически они уже преодолели «школу» Иоганна Кирстиана Баха, симфониям которого волей-неволей подражал юный Моцарт. Так самый первый мотив ля-мажорной симфонии не обрывается после первой экспозиции, а углубляется в имитациях, предрекая развитие мелодии — основу драматургии жанра. Скрипки становятся одухотвореннее, духовые избегают всякого шума, а фигурации чужды банальности. Сама инструментовка (только гобои и струнные) обязывает мелодию новой звучностью. Новый дух заявляет о себе во всех частях симфонии. Например, Менуэт – уже не танцевальный номер, изящная и весёлая «безделица», а грация в контрасте с почти бетховенской сокрушительной мощью. А Финал – огненное аллегро (allegro con spirito) с самой насыщенной и драматичной из всех, созданных прежде Моцартом, разработкой.
Кроме симфонии 29, в программе собраны другие выдающиеся сочинения начала 80-х годов, овеянных безмятежностью его семейной жизни, карьерными успехами и большими творческими планами. Дивертисменты Моцарта, впрочем, как и его струнные (в отличие от фортепианных) концерты имеют тесную связь с «развлекательной» музыкой. Однако он мечтал о гармоничном сочетании того, что, по его собственному более позднему определению, могло нравиться знатокам и при этом доставлять удовольствие любителям. Моцарт вполне достиг этого в третьем концерте, мелодическая яркость и жанровая характерность сочетается в нем с оригинальными композиторскими решениями, многие из которых можно считать своеобразными экспериментами.
«Лучезарный гений» родился в ту эпоху, когда еще не существовало стойких границ между музыкой симфонической и камерной. Инструментальный состав, равно как и состав частей (структура) музыкального произведения были достаточно подвижны относительно нотного материала и ситуации, в которой он исполнялся. Так дивертисменты D-dur (KV 136) и F-dur (KV 138) могли вполне называться квартетами, если б не удвоенный состав струнных. Эти обаятельные сочинения, «скроенные» по итальянской моде, несомненно, несут черты индивидуальности молодого Моцарта которая проявляется, прежде всего, в изысканности и поэтичности звучания, тонкости гармонических деталей и взволнованных минорных эпизодов, а также в непостижимой притягательности его музыки.
Комментарии
Wunder MozArt — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>