Загадки альтовых воплощений
журнал «Музыкальная жизнь» №5/2014
В XXI веке сольным концертом альтиста никого не удивишь, альтовую музыку знают, любят и слушают с удовольствием. Тем не менее, не так уж много существует в России концертирующих солистов, играющих на альте. Еще меньше тех, кто подобно мэтру российской альтовой школы, может равноценно проявить себя в разных «амплуа» – солиста, ансамблиста и дирижера.
Подобный универсализм уникален, так как является не только демонстрацией возможностей чисто музыкальных, но и личностной характеристикой человека, стремящегося к реализации собственных идей в разных формах творчества. Такова особенность творческого облика Даниила Гришина, представившего 23 марта в зале ННГУ им. Лобачевского сольный проект с камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода». Программу концерта вряд ли можно назвать концептуальной, скорее она – олицетворение различных творческих интересов солиста, которые раскрылись перед публикой, в равноправном единстве трех составляющих.
Первой стала дирижерская. Оркестровая сюита Телемана «Дон Кихот» была преисполнена тонкой иронии и открытого юмора. В необычных, совершенно не канонических с дирижерской точки зрения, жестах Гришина читалась характерная изобразительность: лениво-благодушное «Пробуждение Дон Кихота», наэлектризованное шутливой героикой и абсолютно серьезной виртуозностью «Сражение с мельницами», романтические стенания «Любовных вздохов Дульсинее», юмор и игра «Галопа Осла Санчо Панса». Точно переданные настроения оказали влияние на искренность оркестровой «отдачи», что в данном случае является далеко не случайным…
Лауреат I премии IV Международного конкурса альтистов Ю.Башмета (2000), VIII Международного конкурса «Premio Trio di Trieste» (2003), Лауреат Государственной музыкальной премии Латвии «BALVA»(2007), постоянный участник фестивалей в Локкенхаузе (Австрия), Сигулде (Латвия), Кухмо (Финляндия), Сент-Мориц и Гштадте (Швейцария), La Folle Journee de Kanazawa (Япония), Кройте (Германия), концертмейстер группы альтов в знаменитом оркестре Гидона Кремера «Kremerata Baltica, приглашенный концертмейстер Orchestra Ensemble Kanazawa и Amsterdam Sinfonietta, Даниил Гришин в далекие девяностые начинал творческую карьеру в нижегородском камерном оркестре. Давние, почти родственные взаимоотношения коллектива музыкантов и солиста повлияли на сформировавшуюся в зале теплую, «домашнюю» атмосферу.
Концерт Телемана – одна из жемчужин альтового репертуара, был исполнен в синтезе исполнительского и дирижерского начал. Обычно, в случаях, когда солист и дирижер выступает в едином лице, бывает трудно уделить равноценное внимание обеим составляющим. Тем не менее, Гришину это удалось и к тому же добавило исполнению театральной зрелищности. Конечно, умение слаженно звучать без дирижера (известная особенность ансамблей солистов), сыграло здесь не последнюю роль.
Что касается Гришина-солиста, то насыщенное, глубокое звучание альта, присущее его исполнительской индивидуальности, было полностью подчинено элегантной стильности старинной музыки. Особенно показательными в этом плане стали вторая и третья части концерта: речитативность фразировки, виртуозное и разнообразное исполнение украшений, парящее филирование и звуковые «неровности», присущие стилю, воспринимались совершенно естественно. Идеально «вписалось» в музыку и «фирменное гришинское» piano: тончайшее, почти флейтовое звучание альта при игре на грифе с минимальным вибрато или полным его отсутствием – интимный прием, трогающий сокровенной искренностью и совершенной простотой. Крайне редко можно сегодня услышать такие тембровые богатства у исполнителей на струнных инструментах, тем более, в силу специфики, на альте.
В исполненной следующим номером Фолии Джеминиани, написанной на темы из Сонат Корелли op. 5, в зале воцарился стиль concerto grosso. Вокализированный итальянский стиль выгодно звучит в концертных залах с высокими, купольными сводами. Здесь эффект эха придает «быстрым смычкам» струнных весомое органное звучание. С этой точки зрения акустические особенности университетского зала существенно добавили звуковой мощи страстным, виртуозным вариациям, буквально «вознося к небу» взлетающие пассажи солистов. Особенно характерно звучали сольные номера первой скрипки, концертмейстера оркестра – Дмитрия Стоянова.
Внешняя сдержанность и строгость исполнительской манеры скрипача в полной мере компенсируется благородством звучания инструмента и ясностью музыкального высказывания. Кроме того, нечасто встречающаяся особенность среди современных молодых исполнителей академического направления, характерная для Стоянова ответственность за каждую выносимую на суд публики творческую идею, придает исполнительской манере скрипача возвышенности и элитарности. Можно предположить, что таковым является личное внутреннее ощущение от соприкосновения со старинной музыкой, и взращенное им чувство меры и стиля… Тем интересней в этом смысле оказался дуэт Стоянова и Гришина в Концертной симфонии Моцарта для скрипки и альта.
Сочинение, исполняемое настолько часто, насколько это вообще возможно, солистами разных уровней (от студентов, до мастеров высшего класса), выявило характерную индивидуальность каждого: взволнованному, певучему альту отвечала речитативная, элегантная скрипка. Особенно хорошо это прослушивалось в знаменитой второй части симфонии. Но, несмотря на столь разные индивидуальности солистов, в «единстве и борьбе противоположностей» родился гармоничный результат.
Способность к столь разным перевоплощениям на протяжении одного концерта – одна из характерных черт музыканта универсала. Стремление к универсализму сегодня – примета времени, но все же для альтиста особенная редкость, ведь у альта давние глубокие традиции имеет в основном ансамблевое и оркестровое «амплуа».
А в России альт приобрел популярность совсем недавно, и, прежде всего, как инструмент квартетного семейства. Но произведения, написанные для солирующего альта в XX веке, поставили его на совершенно особую позицию, создав инструменту мистико-философичный имидж. Достаточно вспомнить Альтовую сонату Дмитрия Шостаковича, или концерты Альфреда Шнитке и Софии Губайдулиной… К тому же, роман Владимира Орлова «Альтист Данилов», вышедший в 1980, еще более усилил мистическую линию, представив альт как инструмент, способный влиять на играющих на нем таким образом, что они становятся своеобразными «сверхпроводниками» демонического начала… Окончательно закрепил альтовую элитарность Юрий Башмет легендарным телевизионным проектом «Вокзал мечты» (1989), благодаря которому на играющих на альте уже обратила внимание широкая публика. С тех пор личность концертирующего альтиста всегда рассматривается с особой пристальностью, так как она уже сама по себе – явление.
Безусловно, личность музыканта Даниила Гришина ярко харизматична. Выраженная брутальность непостижимым образом сочетается с изменчивостью, чуткостью, удивительной исполнительской пластичностью, умением балансировать на грани серьезности и шутки, умением держать внимание публики одним своим появлением на сцене и оставлять легкую недосказанность после каждого своего концерта. Является ли все это подтверждением связи с высшими силами именно альтистов, или подобными свойствами обладают все настоящие таланты, независимо от инструментальной принадлежности, судить не беремся. Имеет ли мистика какое-то отношение к альтовому дарованию или нет, становится очевидным, что альтист-солист – явление ярко индивидуальное, очень редкое, и потому привлекающее к себе особое внимание.
Ирина Лежнёва
Комментарии
Загадки альтовых воплощений — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>