Звездный альянс в усадьбе Рукавишниковых
журнал «Музыкальная Жизнь» №7/2017
18 июня в музее-усадьбе Рукавишниковых состоялся концерт- закрытие сезона нижегородского камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода». Известный российский коллектив выступил в творческом содружестве с яркими представителями современного исполнительства: Даниилом Гришиным и Никитой Борисоглебским.
Завершение концертного сезона, как и его начало — важный этап в биографии творческого коллектива. Это и подведение итогов, и переход на новый уровень мастерства, и основа, на которой прорастут будущие идеи. В этом смысле альянс «Солистов Нижнего Новгорода», Даниила Гришина и Никиты Борисоглебского стал знаковым событием.
Имея давние дружеские контакты, и совместный опыт выступлений на различных концертных площадках, как в России, так и за рубежом, на нижегородской земле музыканты выступили вместе впервые. При том, что Даниил Гришин, будучи известен, как альтист, проявил себя в дирижерском амплуа.
Сделав первые шаги в качестве дирижера в годы работы в оркестре Кremerata Baltika, со временем, новый вид творчества стал для Д. Гришина важной формой самовыражения. Это заметно в детализированном подходе музыканта к выявлению разницы тембров звучания, динамике, артикуляции и характеру штриха в каждой оркестровой группе, а также — их взаимодействию между собой. В этом смысле, показательна трактовка популярнейшего Дивертисмента В. Моцарта D-dur.
В искрометной виртуозной первой части Д. Гришин стремится придать праздничный характер остинатному аккомпанементу. В противовес часто встречающейся при исполнении этой музыки статичной «пульсации», он отдает важную роль импульсу движения. При этом, смычковые «атаки» приобретают мягкую форму, рельефней выявляется баланс голосов. Подробная динамика и внятная артикуляция довершают ясный оркестровый стиль.
Тот же стиль отразился в одном из завершающих эпизодов «Вариаций на тему Чайковского» ор. 35. А. Аренского. Взлетающие пассажи струнных напомнили праздничные фейерверки, традиционные для дворцовых приемов эпохи Екатерины II. Поражает спонтанность, динамичность и легкость звучания, «рисующая» в музыке картину праздника.
Интимный тон у струнных был создан в речитативах темы и финальной вариации, исполняемых portato. Благодаря ансамблевой слаженности, единому дыханию смычков, чистому звучанию нюанса piano, в музыке прослушивалась молитвенная речь. В виртуозно исполненном флажолетном эпизоде в финале сочинения, подобном ангельскому пению, был продемонстрирован идеальный ансамбль.
Креативность — одна из характерных черт Д. Гришина. Доверяя собственному внутреннему чутью, музыкант отвергает академичность в творческом процессе. Важной его составляющей он считает увлеченность исполняемым произведением, искренность и взаимопонимание между партнерами. Этому во многом способствует его давнее знакомство, и почти родственное общение с музыкантами оркестра «Солисты Нижнего Новгорода».
Если Даниил Гришин регулярно навещает родной город, то Никиту Борисоглебского нельзя назвать частым гостем в Нижнем Новгороде. Однако, каждое его выступление сохраняет о себе долгую память. Незабываемые впечатления оставили его камерные программы с пианистами Вадимом Холоденко и Георгием Чаидзе, а также, сольные концерты с симфоническим оркестром Нижегородской филармонии.
На закрытии сезона «Солистов Нижнего Новгорода» Н. Борисоглебский представил стилистически контрастную программу: Пятый, ля мажорный концерт В. Моцарта и Второй — А. Чайковского. Отмечая интеллектуальность и эмоциональную выразительность искусства Н. Борисоглебского, меломаны и знатоки скрипичной музыки заранее предвкушали наслаждение, и тем не менее были поражены — его выступление в Усадьбе Рукавишниковых превзошло все ожидания.
В сотворчестве с оркестром Н. Борисоглебский создал филигранный моцартовский стиль в современном преломлении: скрипач исполнил в каждой части нетрадиционные каденции, одна из которых (к первой из них) была его собственного сочинения. В неожиданных гармониях и кардинальных изменениях характера привычных тем Пятого концерта выявились индивидуальные черты Н. Борисоглебского как композитора — свободная импровизационность и чувство юмора.
Если традиционные интерпретации первой части зачастую изобилуют бравурностью и быстрыми темпами, лишая музыку Моцарта интонационной выразительности, то версия Н. Борисоглебского, напротив, подчеркивает бережное отношение к темпам и стилю в целом. Как неоднократно подчеркивал сам скрипач, — годы обучения в Колледже им. Королевы Елизаветы под руководством О. Дюме, и в Академии музыки в Кронберге у А. Чумаченко, открыли для него новые возможности к освоению европейской исполнительской традиции.
Помимо выучки и багажа знаний, в игре скрипача слышна естественная музыкальность, основанная на индивидуальных ощущениях. Примечательно в этом смысле сочетание певучести, традиционной для отечественной скрипичной школы, и сохранения графики интонационных линий во второй части концерта.
Интерпретации музыки XX и XXI века — одно из ярких достоинств скрипача. Из сравнительно недавних заметных событий можно отметить исполнения Концерта для скрипки и альта К. Пендерецкого, Третьего скрипичного концерта Д. Кривицкого, премьерных сочинений Р. Щедрина, А. Чайковского, К. Бодрова и многих других. Здесь Н. Борисоглебский имеет особое стилистическое чутье, и внутреннее ощущение музыканта-современника, обладающего возможностью максимально воплотить в жизнь композиторский замысел. Это подтвердилось и во Втором концерте А. Чайковского, исполненном «под занавес».
Остро-динамичное токкатное движение первой части и стонущие интонации непрерывно развертывающейся партии скрипки, в исполнении Н. Борисоглебского сочетают одновременно напряжение и безысходность. Лишь в кульминации пронзительными длиннотами далеких скрипичных регистров прорывается отчаянная решимость.
Эмоционально насыщенно интерпретирует скрипач исповедальную вторую часть. Сыгранная «вполголоса», она демонстрирует целую палитру оттенков piano,а также, текучую изменчивость характера: от тихого шепота, до отчаянной мольбы, подобная скорбному Аdagio С. Барбера из струнного квартета ор.11 № 1.
Виртуозная и динамичная третья часть в интерпретации скрипача была преисполнена гнева. Наиболее выразительно прозвучал «разудалый» мрачноватый эпизод на основе танцевальных ритмов, c синкопированной ритмической пульсацией, по смысловой нагрузке близкий dancemacabre. В связи с этим вспомнилось известная фраза из романа М. Булгакова: «Маэстро, урежьте марш!», поскольку оркестр, воодушевленный экстатическими импульсами солиста и дирижера, «марш», действительно «урезал».
Успешный творческий опыт «Солистов Нижнего Новгорода» в альянсе с Даниилом Гришиным и Никитой Борисоглебским позволяет в будущем надеяться и на другие, не менее увлекательные музыкальные программы. Публика готова воспринимать в их интерпретации музыку любой концептуальной сложности, поскольку именно в исполнении мастеров и раскрывается ее необычайная красота.
Ирина Лежнева
Комментарии
Звездный альянс в усадьбе Рукавишниковых — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>