Комментарии

«Не там, а тут» — 3 комментария

  1. Татьяна, спасибо за статью!
    Игорь Михайлович Жуков – пианист, рядом с которым многие распиаренные «корифеи» советского пианизма стоять не могут (ни на полках с дисками, ни на полочках мозга, хоть немного искушенного интерпретаторским исполнительским искусством XX века). Очень больно от того, что инфернальная антимузыка того же Рихтера, часто погружающая в депрессию и наполняющая душу пустотой, тиражируется всюду и без меры. А об Игоре Михайловиче знают немногие… А между тем, даже произведения Чайковский (все концерты, различные пьесы, Времена года) в исполнении Жукова начисто лишены «педерастических слюней» ( (с) кн. Андрей Волконский). Чайковский у Жукова не меланхолично-депрессивный, а благодатно-возвышенный.
    А послушайте Шопена Жукова! Знаю, что Игоря Михайловича принято называть не-шопенистом. Конечно… если шопенист Поллини – зачем нужен Жуков. Но, с другой стороны, если сегодня любая звуковая карта не только компьютера, но и телефона может беспристрастно и безошибочно воспроизвести ноты midi-файла, зачем Поллини?
    Бах, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Балакирев… Просто найдите записи Жукова и послушайте…
    Слушая искусство Жукова-пианиста вспоминаются, прежде всего, корифеи до-советские и вне-советские… Пианист-Рахманинов, пианист-Метнер, Гофман, Бузони… Хотя кому сегодня нужны эти старики с их «странной» игрой… Кому нужны «сухие», «холодные» исполнения? Нет… исполнения должны быть мокрые. А для мокрости все средства хороши. Можно выпрыгивать из штанов с дирижерской палочкой (чего Игорь Михайлович себе не позволял), можно поражать воображение зрителей (здесь именно зрителей, а не слушателей) вырезом платья сзади и пятым размером спереди, извлекая из рояля что-то наподобие «того, чего нет в СССР по телефону», можно обливать рояль потом, показывая гримасами «глубину прочтения»… Но ГДЕ МУЗЫКА???
    Не соглашусь с Татьяной, «что сейчас так никто не учит и, что закономерно, никто так не играет». Учат и играют. Учит, не смотря ни на что, например, Алексей Любимов… Учат уже и его ученики. И играют, несмотря на то, что их обзывают «холодными» и считают мизантропами. Вот только беда, что учиться становится некому. Да и не хочет молодёжь перенимать опыт тех «стариков», понимая, что, прикоснувшись к настоящему искусству и заразившись им, не удастся вписаться в сегодняшний век порно-саунда и гламура.
    Не так давно, слушая Рахманинова-пианиста, игравшего Чайковского и в игре своей низводящего на слушателя потоки благодатных Божественных энергий, моментально наполняющих душу радостью и восторгом умиротворения, я вспомнил версию той же пьесы в интерпретации Жукова. Робко поделился с сидевшим здесь же одним из немногих настоящих современных пианистов своей ассоциацией, боясь услышать в ответ что-то гневное… Но ответ был лаконичным: «А! Да! Конечно! Жуков глубоко в теме!»
    Вот это «Жуков глубоко в теме!» не выходит из головы. И дело даже не в том, что сейчас почти не остаётся тех, кто «в теме». Дело в том, что и в 1950-2000-е, когда «в теме» были многие, раскрыть «тему» так, как это делал Игорь Михайлович, могли далеко не многие. «Ибо много званых, а мало избранных» (Мф.20:16; 22:14). Игорь Михайлович избранный. И пусть Тот, Кто избрал его Своим орудием для излияния в мир Благодати, продлит ему жизнь.
    И пусть мир делает вид, что нет, и не было Жукова… Пусть мир не ведает, что творит… Это не меняет главного: мир стоит покуда в нём есть те, кто впустил в своё сердце его Создателя. Мир не обречён, покуда где-то в центре Москвы своим дыханием восхваляет Творца почти всеми забытый со-творец. Дай Бог ему многая и благая лета!

  2. Белла Абрамовна Альтерман, профессор (ННГК): «С Игорем Михайловичем Жуковым мне посчастливилось сыграть в 2010-м году. Это был концерт, посвященный 200-летию Шопена, в котором Оля Вишневская играла первый концерт для фортепиано с оркестром, а я – второй.
    Конечно, это имя – Игорь Жуков – было знакомо мне много раньше. Я ходила на его концерты, у меня было много его записей, на которых я училась и которыми восхищалась. Любимой пластинкой была запись 24 прелюдии Скрябина ор.11, которые Игорь Михайлович играет бесподобно. Эту пластинку я слушала десятки раз, каждый раз поражаясь свежести и новизне этого вдохновенного исполнения.
    Когда мы познакомились, Игорь Михайлович как раз занимался своим архивом, переписывал с пластинок и кассет на диски записи своих многочисленных концертов. Эти диски он копировал, привозил в Нижний и дарил своим знакомым, в том числе и мне. Игорь Михайлович привозил записи своих сольных и камерных концертов, выступлений с оркестром – поистине бесценный дар! Эти записи я слушаю постоянно. Это наслаждение. Это школа. Это искусство, которое показывает истинный масштаб вещей и многое ставит на место.
    Как концертирующий солист, ансамблист и концертмейстер Игорь Михайлович Жуков дал сотни концертов в России, Европе и Америке. Концерты высочайшего уровня. Наконец, мы знаем его как замечательного, глубокого симфонического дирижера с уникальным чувством музыки. Под его руководством игра оркестра обретает новое художественное качество: уровень прослушанности, понимания, звучания становится гораздо более высоким.
    Игорь Михайлович рассказывал мне о своих учителях: Руббахе, Гилельсе, Нейгаузе. Он живо интересовался всем, что происходит в консерватории иногда даже сидел на экзаменах. Многим помогал своими советами и консультациями.
    Как же повезло нам, нижегородцам, и всем, кто работал и общался с этим замечательным, по моему мнению – гениальным музыкантом! Очень хотелось бы, чтобы это общение продолжалось.»

  3. Редкой душевной красоты и честности Музыкант, такого уровня личностей редко встретишь в современном исполнительском искусстве! Спасибо ему за подаренные Нижнему Новгороду несколько лет интенсивной работы, чуткость и мудрость в отношении ко всему, за что бы он ни брался: составление программ, управление оркестром, общение с коллегами, студентами, друзьями, публикой! Здоровья и жизненной энергии Игорю Михайловичу!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>