Месса-танго
Марио Кастельнуово-Тедеско | Romancero Gitanо (Цыганские песни) |
Мартин Палмер | «Месса-танго» («Месса из Буэнос-Айреса») |
Старый актовый зал ННГУ им. Н. И. Лобачевского
Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, д. 37
Марио Кастельнуово-Тедеско (1895-1968) потомок испанского рода Кастилла Нуэва (Castilla Nueva), американский композитор использовал семь текстов Федерико Гарсиа Лорки из Поэмы о канте хондо (1921) в своей работе Romancero Gitanо (Цыганские песни), соч. 152, для хора и гитары (1951).
«Канте хондо (исп., на андалусийском диалекте — cantejondo, букв. «глубокое пение») — это редчайший и самый древний в Европе образец первобытных песен, его звуки доносят до нас обнаженное чувство древних восточных народов» (Ф.Г.Лорка). Эти песни иллюстрируют историю и музыкальный ландшафт андалузского региона и являют собой основу жанра — «ветхий завет» канте фламенко.
«Канте хондо не вмещается в строгую и холодную пентаграмму современной музыки, разрывает звуковые клетки нашей темперированной шкалы и раскрывает тысячи лепестков в герметических цветах полутонов. Канте хондо близок к трелям птиц, к пению петуха, к естественной музыке леса и родника.» (Ф.Г.Лорка)
Romancero Gitano запечатлело сердце и разум канте хондо, сущие в триединстве натянутого нерва, гитары и ритма. Этот вдохновенный опус — живой пример того, как властно «глубокое пение» над человеческими эмоциями.
Балладилья о трёх реках / Гитара / Кинжал / Процессия: Шаг:Стрела / Память / Танец / Гремучая змея
«Месса-танго» («Месса из Буэнос-Айреса»), написанная для оркестра, хора, меццо-сопрано и бандонеона, это светское сочинение аргентинца Мартина Палмери (р.1965). Несмотря на канонические тексты католической литургии, использованные композитором, предметом поклонения в Мессе из Буэнос-Айреса скорее выступает танго, точнее, его культовая ипостась – tangonuevo и, безусловно, «икона» стиля — Астор Пьяццолла. Абсурдное для европейского менталитета сочетание танца и богослужения в контексте южно-американской субкультуры танго выглядит вполне естественно, и хору, произносящему «SanctusDominus» не приходится преодолевать когнитивный диссонанс, лавируя между раскрепощённостью и этической мерой. Автор признается, что пытался компанировать (усадить за общую трапезу) типические стилевые элементы танго и выразительность хорала, оживить сокральный текст тембральным многообразием и проникновенностью, которую даёт специфическое звучание бандонеона – немецкой гармошки с великой аргентинской судьбой. И пусть в пуританских границах Европы этот стилистический «трансген» больше похож на провокацию, в целом эксперимент Палмери лишь катализирует пацифистскую экспансию «нового» танго в концертные залы Старого света.
KIRIE / GLORIA / CREDO / SANCTUS / BENEDICTUS / AGNUS DEI
В исполнительском плане оба сочинения требуют беспрецедентной эмоциональной отдачи и технической сноровки за гранью академического вокала.
И то и другое произведения станут премьерами на нижегородской сцене.
Информация. заказ билетов: 8 910 8896 910
Комментарии
Месса-танго — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>