Открытие концертного сезона 2021-2022
В.А.Моцарт (1756-1791) |
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, KV 622, Дивертисмент для струнного оркестра ре мажор, KV 136 |
Б.Барток (1881-1945) |
Дивертисмент для струнного оркестра |
солист и дирижер — Иван Столбов (г.Санкт-Петербург) |
Зал DKRT
Нижний Новгород, ул.Большая Покровская, 18
Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» открывает свой новый концертный сезон вместе с питерским музыкантом, кларнетистом Иваном Столбовым, который выступит дирижером программы, а в качестве солиста исполнит последний Концерт Моцарта. С этим сочинением Иван стал обладателем Гран-при на Международном музыкальном фестивале в Новосибирске.
Удивительно, что именно Концерт для кларнета, а не для клавира (которых у Моцарта больше 20-ти), написанный за несколько месяцев до смерти, стал итогом концертного жанра Моцарта. Но кларнет всё же занимал особое место в его творчестве. И приверженность этому инструменту не объяснима одним лишь техническим преимуществом кларнета перед прочими духовыми. Большой диапазон и богатство регистров (концерт написан для бассет-кларнета*), а главное, ясный и чистый «голос» были решающими аргументами в выборе этого инструмента. Без преувеличения можно сказать, что лучшие кантилены Моцарта отданы кларнету: Арии, Увертюры, Симфонии, камерная музыка и, наконец, Аdagio одного из лучших концертов!
В противовес расхожей виртуозности кларнетовых концертов конца XVIII в., Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор (KV 622) являет собой пример величайшей простоты и действенности. Это был апогей позднего стиля композитора, и времени написания Концерта как нельзя лучше соответствует его значительность, высшая гармония и красота.
Дивертисмент или Струнный квартет Ре мажор KV 136 относится к группе ранних квартетов Моцарта, написанных в начале 1770-х. От настоящего дивертисмента его отличает отсутствие необходимых менуэтов, а от настоящего квартета — тяга к симфоничности и концертности. Моцарту 16! Он только что вернулся из Италии, полный впечатлений и музыкальных «сувениров», которые, несомненно, нашли отклик в первом из зальцбургских опусов – «дивертисменте» Ре мажор. Это очень обаятельная и полная искрящейся энергии музыка, написанная неподдельным авторским почерком.
Дивертисмент Беллы Бартока — классика века XX, еще менее традиционен, скорее, это аллюзия на дивертисмент. Он был написан в год начала Второй мировой войны незадолго до эмиграции композитора в Америку. Центральный эпизод сочинения – molto Adagio – считается одной из самых мрачных страниц творчества Бартока. Но и здесь, как и в музыке «лучезарного» Моцарта, тень непременно обрамлена светом. Контрасты Бартока не менее внезапны и разительны, но более драматичны, чем «светотень» австрийского гения. Несмотря на то, что музыка Дивертисмента обусловлена событиями 1939 года, горизонт сочинения намного шире; его идеи более обобщены и потому, пусть даже болезненно, но остинатно тяготеют к гармонии.
* Бассет-кларне́т — это кларнет с увеличенным басовым диапазоном (до До малой октавы). Первым исполнителем был «господин Штадлер старший» — приятель Моцарта. Для него композитор написал свой знаменитый Квинтет, где впервые использовался бассет-кларнет.
Комментарии
Открытие концертного сезона 2021-2022 — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>