Открытие концертного сезона 2023-2024!
П.И.Чайковский (1840-1893) |
Серенада для струнного оркестра До мажор, ор. 48 |
П.Карманов (р.1970) |
String QuaREtet (версия для струнного оркестра) |
Г.Пелецис (р.1947) |
«Встреча с другом» для скрипки и струнного оркестра |
О.Рекена (1931-2010) |
«Танго сезоны» для скрипки и струнного оркестра |
солист — концертмейстер камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» Дмитрий СТОЯНОВ |
г. Дзержинск, КЗ имени А.Н.Скрябина, ул. Кирова, 15
Серенада для струнного оркестра П.И.Чайковского До мажор, 1880 года рождения по сей день занимает значительное место в репертуаре струнных оркестров по всему миру. Чайковский особо чтил музыку Моцарта, имел все его партитуры и мечтал написать что-нибудь подобное классицистским вершинам. Серенада превзошла его планы уже в Allegro moderato первой части: «Я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далёк от взятого образца». В продолжение четырёхчастной формы Чайковский написал романтический Вальс и Элегию, внезапно напоминающую одну из самых трагических сцен его оперного творчества. В Финале, уже как дань традиции, зазвучала русская тема даже не «на полпути», а в дверях симфонизма стоящая. В результате музыкальный оммаж Моцарту сам по себе стал образцом для подражания.
Интересен факт, что чуть ли не бóльшая часть классической музыки написана в Ре мажоре, в эпоху барокко считавшимся «ключом славы». Эта тональность свободно и блестяще экспонируется натуральными инструментами строя «Ре» и струнными, имеющими основные ступени лада в настройке. В созвучии скрипок, альта и виолончели Ре мажор, насыщенный обертонами открытых струн и откалиброванный чистотой базовых интервалов, обретает кратные дивиденды.
Название струнного Квартета московского композитора и рок-музыканта Павла Карманова, убежденного сторонника Ре мажора, Стивена Райха и мультимедиа, суммирует общее и частное: техника КваРЕтета (1997), выражающаяся в нарочитых повторениях простых ритмических и гармонических структур, создаёт бесконечное множество самоподобия тоники, достигая медитативного эффекта калейдоскопа.
Завораживающая картина стихийного и вместе с тем четко организованного потока несопряженных звуков сравнима с дождем, который оживляет и даёт силу и пронзительность краскам этого мира.
Пьеса латвийского композитора Георга Пелециса «Встреча с другом» для скрипки и струнных, написанная в 2001 году находит всё новых и новых друзей по всему миру. Это очень приветливая, обаятельная, легкая и жизнерадостная музыка, отражающая приверженность автора законам красоты и благозвучности. Творчество Пелециса сложно назвать трендом современной академической школы, «поисками на передовой». Он не сидит в одних окопах с авангардистами и охотно признается, что его «больше интересует не то, что музыка приобретает, а то, что она теряет».
Невозможно представить аргентинского композитора, не запечатлевшего в своей партитуре элементы танца, навечно связанного с Аргентиной, даже если это партитура Концерта или Симфонии. И, конечно, «вечные» темы, дающие огромное разнообразие сюжетов и образов, в Буэнос-Айресе пишут пунктиром и синкопами танго. Имя Освальдо Рекена не столь известно, как имя Пьяццоллы, но не менее значимо в истории жанра. Профессиональная деятельность Рекены (он был руководителем оркестра и директором студии звукозаписи) была тесно связана с аранжировкой, даже для Пьяццоллы он делал симфоническую версию пьесы, с которой тот выиграл конкурс. Рекена был знатоком истории танго, а его работы могли бы составить хрестоматию стиля. В отличие от «Сезонов» Пьяццоллы «Времена года» Рекены не имеют сумрачных оттенков экзистенциальной природы и похожи на эпизоды мимолетной жизни, приятные воспоминания, собранные с любовью в лирический букет.
Татьяна Фалина
Комментарии
Открытие концертного сезона 2023-2024! — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>