Закрытие 20-го концертного сезона!
11.06.2015
Дорогие друзья! 11 июня на сцене зала ННГУ (Б.Покровская, 37) Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» свой 20-й концертный сезон закрывает с блистательным музыкантом и дирижером, лауреатом многих престижных премий Максимом Емельянычевым.
В новой программе — выдающиеся очень разные, яркие и по-своему уникальные произведения музыкального искусства XX века:
«Фантазия на темы Томаса Таллиса» (1910) стала первым крупным сочинением английского композитора, основоположника «английского музыкального ренессанса» (новой английской композиторской школы) Ральфа Воан-Уильямса (1872 -1958). Он скрупулёзно изучал фольклор и утверждал, что завоевать мир нельзя, если ваше искусство не закоренилось прочно в вашей собственной почве. Параллельно он исследовал творчество английских композиторов Возрождения, одной из крупнейших фигур которого был Томас Таллис (1505-1585). Как и Таллис, Воан-Уильямс был органистом и высоко ценил мастерство контрапункта своего далёкого предшественника. Не случайно «фантазийный» оркестр Воана-Уильямса звучит как орган — драматично, собрано, стройно, мелодически ясно. Мастерство голосоведения – одна из характерных особенностей самобытной и яркой музыки Уильямса. Вдохновение использовало его талант до конца жизни: за два последних года он написал, кроме прочих сочинений, две симфонии (из девяти)! Музыка этого не столь известного в России композитора несколько лет подряд занимала высшие строчки в рейтинге популярности британской радиостанции «Classic FM», а «Фантазия на темы Томаса Таллиса» уступила место только второму фортепианному концерту Сергея Рахманинова…
История пьесы c трудно переводимым названием «Shaker loops» (1978) нашего современника, американского композитора Джоржа Адамса (1947) началась с квартета «WaveMaker», написанного ранее в том же году и не имевшего в отличие от последовавшего секстета публичного успеха. Волны «WaveMaker» представляли собой длинные секвенции колебаний мелодического сегмента, образующие в комплексе некое мерцание рисунка музыкальной ткани, напоминающее рябь на поверхности водоёма. Этот образ может быть ключом к пониманию игры слов «Shaker loops». В музыкальном плане «to shake» означает либо тремоло смычком, либо трель. Текстура сочинения соткана этим незамысловатым приёмом. С концепцией «Sheker» связаны впечатления композитора от увиденного в Кентербери медитативного танца «Шейкеров» (религиозной секты), целью которого было физическое и духовное преображение. Движение этого танца (со слов Адамса) энергетически наполнило содержание, и в «механистически упорядоченной вселенной минимализма» (на месте подвысохшего водоёма) музыка обрела свой смысл, что в конечном итоге привело к воплощению нового сочинения, или во всяком случае первой (из четырёх) её части «Shaking and Trembling». Эта музыка использована в кульминационной сцене культового фильма «Barfly» (потрясающе сыгранной Мики Рурком и Фэй Данауэй). Что касается «loops», то идея отсылает к эпохе магнитофонной ленты, куски которой можно было переклеивать, повторяя до бесконечности ритмические и мелодические фигуры. В 1983 секстет был переделан для состава струнного оркестра, что добавило ему акустической мощи и плотности звучания. По сей день «Shaker loops» — одно из самых исполняемых сочинений композитора.
Шагнуть от простой грамматики мастерства к его таинствам оказалось под силу швейцарскому композитору Франку Мартену (1890–1974), чьё творчество доказало эстетическую ценность и жизнеспособность самых радикальных стилей и композиторских техник своего времени. Он мог доходчиво говорить разным языком. И сила его убедительности была в его творческой позиции – категория прекрасного есть символ святости; красота – это душа! Додекафонная организация Баллады для флейты и ф-но (1939) как одна из стилистических граней мастерства Мартена подчинена его художественным принципам. Она открыла список знаковых сочинений композитора, написанных в военные годы и несущих всю остроту его мироощущения. В 1941 она была оркестрована автором, хотя еще в год написания исполнялась с оркестром Ансерме, который сделал первую оркестровку. Повествовательная линия и жанровая семантика тем Баллады обусловлена жесткой драматургией; соприкосновение и взаимодействие двух образных сфер развивается по спирали, на каждом новом витке достигая большей напряженности.
Флейтовое соло мы услышим в исполнении лауреата международных конкурсов Марии Филипповой, партию фортепьяно сыграет лауреат международных конкурсов Руслан Разгуляев.
С именем Джорджа Гершвина (1898-1937) связана одна из наиболее интересных глав истории музыки Соединенных Штатов Америки. «Рапсодия в стиле блюз» или, как её часто называют, «Голубая рапсодия» (blue в переводе с англ. – «синий» (голубой), а также «грустный» (печальный)) относится к числу наиболее известных произведений композитора: она синтезирует в себе самые характерные черты музыки целой эпохи. Пьеса была заказана Полом Уайтманом (руководителем знаменитого оркестра) тогда еще начинающему композитору и музыканту, как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку. По своему жанру она приближается к фортепианному концерту. Вечер премьеры Рапсодии, 12 февраля 1924 года, где автор играл партию солирующего рояля, стал самой знаменательной датой биографии Гершвина. В первых рядах находились прославленные музыканты: Рахманинов, Стравинский, Хейфец, Цимбалист, Стоковский. Прием Рапсодии был буквально беспримерен. И солист, и оркестр, и дирижер удостоились бесконечных оваций.
Сочинение прозвучит в переложении для трубы и струнного оркестра. Солист — заслуженный артист России Рустем Зиганшин (Пермь).
Комментарии
Закрытие 20-го концертного сезона! — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>